Среди множества факторов, формирующих мировосприятие и мировоззрение человека, особое место занимает художественное воспитание, которое особенно с раннего возраста направленно воздействует на создание гуманистических качеств личности. Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи, и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение. Основными видами традиционной художественной культуры России являются: резьба по дереву, роспись по дереву, декорирование изделий из бересты, художественная обработка камня, резьба по кости, миниатюрная живопись из папье-маше, художественная обработка металла, народная керамика, кружевоплетение, роспись по ткани, вышивка. В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема развития эстетической культуры учащегося. Актуальность обусловлена потребностью общества в эстетически образованном, культурном человеке, способном эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающий его мир и себя в этом мире. В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического развития личности. Особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Т.к. младший школьный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. На формирование у ребенка эстетических ценностей имеет непосредственное влияние традиционные средства искусства, т.е. декоративно-прикладное искусство, опираясь на традиции народа, имеет неповторимо яркое, многообразное содержание. Это важный раздел культуры, который является связующим звеном между человеком и природой, историей родного края и его традициями, это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе истоки его духовной жизни, эстетические и этические идеалы.
Народное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простотой, завершенностью формы, обобщенностью образа). Возможности осмысления народного искусства в школьном возрасте объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этом возрасте наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию.