Своеобразие русского фольклора складывалось еще в древние времена, когда русские племена стали обособляться от других славянских племен, образовывать союзы племен, на основе которых позже возникла народность, представлявшая собой более широкую общность людей по сравнению с племенными союзами. Уже в раннем русском фольклоре мы находим черты, отличающие его от фольклора других народов. Позже на эти черты наслоились отражения особенностей позднефеодального и капиталистического периодов, что усилило национальное своеобразие русского устного поэтического творчества. И в социалистическую эпоху, когда сформировались новые, социалистические нации, сохраняются многие ранее возникшие особенности русского фольклора, но, естественно, к ним присоединяются новые черты, обусловленные новой исторической эпохой, социалистическим общественным строем.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. В русском фольклоре отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают Русскую землю.
Много жанровость русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Русский фольклор дает многостороннюю картину народного труда – земледелия в обрядовых песнях. В нем своеобразны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, принцип отражения действительности. Поэтому к фольклору следует относиться не как к застывшему явлению прошлого, а как к жизнестойкому источнику современной самобытной художественной культуры, резервуару радостного познания самого себя и окружающего мира.
В песнях, танцах, сказках, потешках, прибаутках, играх и т.д. заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, творческой выдумки; здесь может быть удовлетворена детская жажда действия (обрядовые игры, хороводы), стремление к душевному общению, кроме того, все жанры фольклора предоставляют пищу для ума, сердца и воображения, воспитывают умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, в фольклоре постоянно обнаруживается и фиксируется диалектика выбора, которая дает импульс к самодвижению собственных сил ребенка. Применяемые в народной педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущие младшему школьному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви и ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности.
Низкий уровень национального самосознания населения, в том числе и школьников, привёл к появлению потребности, связанной с сохранением единого культурного и духовного пространства.
Кризис культуры в стране является отражением современного состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны. Он проявляется в противоречивости социокультурной ориентации людей.
В современной ситуации многих педагогов и психологов интересует – как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование этнохудожественного воспитания, развития у ребёнка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Именно сейчас в тяжёлых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания должны стать для подрастающего поколения стержнем, который может спасти и наших детей, и будущее России.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.