Процесс деасфальтизации гудрона предназначен для удаления асфальто-смолистых веществ из гудрона с целью получения остаточного компонента базовых масел.
На основании стуктурно-функционального анализа установки деасфальтизации гудрона пропаном было выявлено, что одной из главных проблем данного процесса являются большие затраты на эксплуатацию. Главным образом, данная проблема имеет место на стадии подготовки пропана.
На данной стадии происходит охлаждение и сжатие отделенного от продукта пропана. Основная часть паров пропана, отделенных от продукта в паровых испарителях, охлаждается и конденсируется в шести параллельно работающих конденсаторах. Данные конденсаторы представляют собой кожухотрубные теплообменники с плавающей головкой. Такая конструкция обеспечивает компенсацию температурных деформаций и предохраняет корпус и трубки от повреждений, но вместе с тем имеет существенный недостаток. Сама плавающая головка сравнительно быстро изнашивается вследствие коррозии и воздействия высоких давлений и приходит в негодность, в результате чего перестает обеспечивать компенсацию температурных деформаций.
Также использование шести аппаратов требует повышенных затрат охлаждающей воды.
В качестве решения данных проблем можно предложить использование более надежных и эффективных пластинчатых теплообменников фирмы Альфа Лаваль.[1] Конструкция данных теплообменников обеспечивает высокое расчетное давление, что обеспечивает их прочность и надежность. К преимуществам пластинчатого теплообменника над кожухотрубным также относятся более высокий коэффициент теплопередачи при аналогичной потере давления, простота обслуживания, менее трудоемкий монтаж, возможность регулировать поверхность теплообмена путем добавления или уменьшения количества пластин.
Применение пластинчатых теплообменников на стадии охлаждения пропана вместо кожухотрубных позволит уменьшить количество аппаратов и снизить общие затраты на функционирование стадии подготовки пропана процесса деасфальтизации гудрона.