Отличительной особенностью динамики развития России в последние 20 лет является то, что качество жизни и медицинского обеспечения населения в предшествовавшие десятилетия было сравнительно выше [Г.А.Комаров, 2009]. Замедление темпа экономического развития рассматривается как основная причина прямых материальных потерь, упущенной выгоды, недожития определенного числа лет. Принято считать, что удельный вклад социального ущерба составляет 81,6% от общей суммы ущерба, в то время как экологического - лишь 18,4% [Н.И. Козлова и соавт., 2002].
Несмотря на предпринимаемые меры стимуляции рождаемости, добиться существовавшего ранее уровня не удалось, что подтверждает представление об эвентуальном характере демографического кризиса. Необходимо заметить, что низкие значения рождаемости наблюдаются и в экономически благополучных странах Европы, поскольку для индустриального общества характерна урбанизация населения с переходом к квазисовременному типу здоровья. К числу важнейших причин, обусловливающих различные нарушения внутриутробного развития, относятся хроническое недоедание и неполноценное питание женщины до и во время беременности [В.А. Щуров и соавт., 2008]. В странах, подвергшихся фашистской оккупации, развитие детей у матерей, перенёсших во время войны голод, сопровождалось рядом нарушений: повышением частоты самопроизвольных абортов, преждевременных родов, мертворождений [Ю.И. Новиков с соавт., 1981]. Родившиеся дети росли ослабленными, чаще болели, имели более высокий показатель смертности. Замечено, что в странах с более высоким потреблением белка животного происхождения размеры тела детей младшего возраста относительно больше [Т.В. Волкова, 1988]. Например, в Бомбее, где до сих пор сохранилась кастовая структура общества, масса тела новорожденных из "низшего" класса составляет 79% от показателя новорожденных из «высшего» класса [Р.К. Игнатьева, 1970]. Во Франции длина тела новорожденных детей у иммигрантов из Южной Африки меньше, чем у коренных жителей Парижа [F. Rovilli-Sausse, 1998]. В относительно бедном восточном Кентукки длина тела у 21,6% детей ниже 15 процентиля, что тесно связано с уровнем образования и статусом занятости отца [D.L. Crooks, 1999].
Целью настоящего исследования явился анализ влияния изменения качества жизни населения Курганской области на частоту потери беременности, рост и развитие плода и новорожденных. Работа базируется на данных анализа 2600 историй родов и карт новорожденных за период с 1989 по 2008 годы, 95 плодов при потере беременности и изучения интеллектуальных способностей 445 дошкольников.
После 1991 года ранее экономически успешная Курганская область превратилась в район с депрессивным характером экономики, теряющий до 1% населения ежегодно, половина населения которого оказалось за чертой бедности. В области произошло существенное снижение потребления населением продуктов питания животного происхождения. Снижение потребления мясных продуктов на одну треть не могло не сказаться на росте и развитии новорожденных, в первую очередь в семьях, где женщины заняты на производстве с выполнением физических нагрузок. Соответственно показатель рождаемости уменьшился с 20% в 1989 году до 9% к 1997 году и продолжает оставаться на уровне 10% в настоящее время. Процесс акселерации роста тела девушек города Кургана отстал от его темпов в других крупных городах. Средние значения роста тела девушек остановились на уровне 163±0,4 см. Анализ показал, что начиная с 170 см снижение продольных размеров тела рожениц и размеров их таза сопровождается не только уменьшением размеров тела, но и головы новорожденных. У новорожденных последних выявлено уменьшение обхвата головы с 36,1±0,1(1990 год) до 34,5±0,1 см.
У рожениц из неблагополучных семей выявлена тенденция к системной гипотензии и анемии.
Важнейшим резервом увеличения рождаемости остается профилактика потери беременности. В случаях потери беременности у женщин, имеющих специальное образование, из экономически более успешной группы это происходит в более поздние сроки. Степень доношенности плода возрастает соответственно с 19% до 45%.
Число случаев задержка внутриутробного развития детей увеличивалось в период с 1990 до 1997 годов с 2% до 16% и достигло к настоящему времени 6% от числа новорожденных. Процент недоношенных детей составил соответственно 2,9%, 8,4% и 4%. В условиях экономического кризиса показатели шкалы Апгар-1 снизились на 8% (p<0,001). При этом исчезла зависимость данного показателя от географической широты местности, но сохранилась разница между городскими и сельскими новорожденными.
Следовательно, в экономически неблагополучных семьях наблюдалось отставание роста новорожденных, которое в меньшей степени затрагивало рост головы. Такие дети при благоприятных условиях в постнатальном периоде могли бы компенсировать отставание в развитии. На практике этого не происходит, поскольку и после рождения эти дети остаются в материально недостаточно обеспеченных семьях. Коэффициент интеллекта дошкольников оказался ниже возрастных нормативов. Уровень образования матери имеет значения для развития интеллектуальных способностей детей, особенно у сельских дошкольников. В развитии интеллектуальных способностей городских детей, особенно мальчиков, более важную роль играет материальное благополучие семьи. В экономически неблагополучных семьях коэффициент интеллекта дошкольников напрямую зависит от уровня доходов родителей.
Ранняя беременность, отсутствие у женщины мужа, специального образования, работы - все это в значительной мере неблагоприятные факторы, прежде всего экономического порядка. В условиях материального достатка эти факторы уже не способны оказать сдерживающего влияния на рост плода и развитие ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волкова Т.В. Акселерация населения СССР // М.: Изд-во МГУ. 1988. 72с.
2. Игнатьева Р. К. К вопросу о влиянии этнической принадлежности на вес и рост ребенка при рождении // Советское здравоохранение. 1970. № 10. - С. 32-38.
3. Комаров Г. А. Системный кризис здоровья населения и здравоохранения в России //Стандарты и качество. 2009. № 4. - С. 56-60.
4. Козлова Н.И., Киприянова О.О., Кибанова О.Ю. Оценка воздействия северо-восточной промышленной зоны на окружающую среду г. Кургана // Экология, здоровье, безопасность жизнедеятельности.: Матер. регион. научно-практ. конф., посв. 60-летию образования Курганской области. Курган. 2002. С. 45-48.
5. Динамика физического развития новорожденных детей Ленинграда за 45 лет (1933-1978) / Ю.И. Новиков и др. // Вопросы охраны материнства и детства. 1981. Т. 26. № 1. С. 62-64.
6. Щуров В.А. , Кузнецов А.П., Холодков В.А. Влияние благосостояния на рост, развитие детей и здоровье населения. // Курган. Изд-во Курганского гос. ун-та. 2008. 170 с.
7. Crooks D.L. Child growth and nutritional status in a high-poverty community in East urn Kentucky // Amer. J. Phys. Anthropol. 1999. Vol. 109. No 1.P. 129-142.
8. Rovilli-Sausse F. Growth rates
of children of sub-Saharan African ancestry born to immigrant parents´ and of French children in Paris //Amer. J. Hum.
Biol. 1998.
Vol. 10. No 6. P. 757-763.