В настоящее время амбулаторно-поликлиническая помощь населению крупных городов приобретает особую актуальность. Одной из основных причин, определяющих это, является приоритетный национальный проект «Здоровье», в полном объеме начавшийся в 2006 году, включающий в себя дополнительное лекарственное обеспечение, первичную медико-санитарную помощь, дополнительную иммунизацию, дополнительную диспансеризацию работников бюджетной сферы, оснащение учреждений современным оборудованием.
В тоже время, в условиях финансового кризиса нарастает дефицит бюджетного финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений. Средства на ремонты учреждений не выделяются уже достаточно длительный период времени, что ухудшает качество гигиенической среды в лечебных учреждениях, что, несомненно, влияет на условия труда медицинских работников.
Вышеуказанное делает актуальным введение мониторинга социально-трудовой среды медицинских работников, как значимого фрагмента социально-гигиенического мониторинга, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», а также проведение в учреждениях здравоохранения аттестации рабочих мест.
С целью изучения гигиенических аспектов этого вопроса нами были использованы данные результатов инструментальных и лабораторных исследований, проведенных непосредственно на рабочих местах (далее РМ) городской поликлиники. В ходе исследования были изучены микроклиматические параметры (температура, влажность, подвижности воздуха) - 588 измерений, концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны - 63 пробы, освещенность - 43 измерения, напряженности электромагнитных полей (далее ЭМП) - 7 измерений, определены показатели тяжести и напряженности трудового процесса на 40 РМ.
Объектом изучения являлись врачи, средние медицинские работники и младший персонал городской поликлиники. Всего были проанализированы результаты обследований на 140 РМ поликлиники, в том числе общеполиклинический персонал (включая главного врача, заместителей главного врача, главную медицинскую сестру и т. д.) - 19 РМ; хирургический кабинет - 6 РМ; ЛОР-кабинет - 3 РМ; неврологический кабинет -6 РМ; офтальмологический кабинет - 5 РМ; онкологический кабинет - 1 РМ.
В ходе исследования выявлено, что наиболее вредные воздействия производственных факторов были на следующих РМ : врач - статистик (класс условий труда 3.3) по напряженности ЭМП, естественному освещению и освещению рабочей поверхности; врач - хирург (класс условий труда 3.2) по естественному освещению и освещению рабочей поверхности. В этот же класс по этим же факторам вошли РМ ЛОР - врача, врача -офтальмолога и невролога.
Измерение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны на 28 РМ, в том числе в центральном стерилизационном отделении, процедурных кабинетах, кабинетах ЛОР - врача и офтальмолога не показало превышение концентраций.
Вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:
- из числа обследованных РМ в лечебном учреждении только 2,5 % мест характеризовались оптимальными и допустимыми условиями труда;
- основными факторами, определяющими опасные и вредные условия труда более чем на 45% РМ, являлись - напряженность электромагнитных полей в результате использования персональных компьютеров устаревших типов, а также естественное освещение и освещенность рабочей поверхности, т. е. легко устранимые факторы.
Результаты данного исследования говорят об актуальности, в настоящее время, обоснования алгоритма и разработки системы мероприятий, направленностью которых было бы управление параметрами производственной среды с целью сохранения здоровья медицинских работников.