В настоящее время очевидна необходимость всестороннего исследования влияния экологических факторов на здоровье и развитие подрастающего поколения и разработки на этой основе моделей профилактики и минимизации последствий техногенного воздействия. Особую актуальность эта проблема приобретает в зонах повышенного антропотехногенного воздействия, к числу которых можно отнести мегаполисы, научные и промышленные центры страны, крупные сельскохозяйственные центры. Системность изменений среды жизнедеятельности требует системных мер по улучшению здоровья и повышению качества образования в условиях неблагоприятных факторов внешней среды.
В городе Ростове-на-Дону, который входит в число наиболее загрязненных городов России, обучается свыше 160 тыс. студентов высших и средних специальных учебных заведений. Индекс загрязнения атмосферы составляет 11,1 единиц и определяется концентрациями таких примесей как бензпирен, формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества и сажа. Загрязнение воздушного бассейна обусловлено, в основном, выбросами автотранспорта (более 90% от общего объема), а также объектов теплоэнергетического и строительного комплексов, предприятий машиностроения (Экологический вестник Дона, 2008). Оксиды углерода и азота обладают цитотоксическим, гипоксическим действием, провоцируют и усиливают заболевания различных органов и систем.
Целью данной работы было определение функционального состояния студентов 2 курса (18-19 лет, обоего пола) двух факультетов (биологопочвенного - БПФ и физической культуры и спорта - ФФКиС) Южного федерального университета методом вариационной кардиоинтервалометрии. Всего было обследовано 72 человека. Для оценки функционального состояния использовали два статистических параметра: средняя длительность RR-интервалов ЭКГ и их среднеквадратичное отклонение.
По результатам исследования было выделено три класса функционального состояния:
1 - оптимальное или близкое к оптимальному, 2 - предельно-допустимое (пограничное), 3 - негативное. Негативное функциональное состояние
(3-й класс) было выявлено у 40±19% студентов БПФ и у 32±14 % ФФКиС. Наиболее значимые различия установлены между группами нормы и пограничного состояния у студентов этих факультетов. Функциональное состояние, соответствующее норме (1-й класс), наблюдалось у 13±9% студентов ФФКиС и у 32±17% студентов БПФ. Во 2-й класс вошло 28±18% студентов БПФ и 55±14% студентов ФФКиС.
Из полученных результатов следует, что, независимо от специализации, выявлено примерно одинаковое количество студентов обоих факультетов с третьим классом функционального состояния, требующим систематического наблюдения у специалистов. Состояние сердечно-сосудистой системы у индивидов данного класса, в основном, связано с дисбалансом регуляторных систем и их истощением. Вероятно, что наряду с такими факторами, как образ жизни, наследственность, режимы питания и двигательной активности, существенный вклад в развитие нарушений сердечнососудистой системы вносят экологические факторы. Второй класс функционального состояния характеризуется, в основном, напряжением различной степени механизмов автономного и центрального контуров регуляции работы сердца, что приводит к снижению функциональных возможностей и психофизиологических резервов индивидов. Выявленное в исследовании значительное количество студентов ФФКиС с такими нарушениями, очевидно, определяется их специализацией (сочетание учебных и значительных физических нагрузок).
Таким образом, проведенное исследование показало необходимость комплексного подхода к оценке воздействия различных факторов на состояние здоровья обучающихся в образовательных заведениях разного уровня: систематическая оценка уровня функционального состояния и здоровья, регулярный мониторинг экологической обстановки, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни с учетом специализации, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.