Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Один из самых авторитетных финансистов мира, бывший глава ФРC Алан Гринспен в своей статье в Financial Times назвал грядущий финансовый кризис «самым болезненным с момента окончания Второй мировой войны». Глава Меж­дународного валютного фонда (МФВ) Доминик Стросс-Кан, выступая на конференции Организа­ции экономического сотрудничества и развития, отмечает, что ситуация усугубляется и принимает более глобальные масштабы[1]. По оценкам экс­пертов, мировые кризисные процессы охватили и Россию. Их негативные тенденции ощутимы во всех отраслях и сферах деятельности начиная с 2008 года. Однако, следует признать, что кризис­ное состояние российской экономики менее чем наполовину обусловлено внешними, общемировы­ми тенденциями. Значительная часть причин кри­зиса обусловлена особенностями российской эко­номики. Мировой кризис лишь обострил сущест­вующие проблемы. Характерными чертами сего­дняшнего кризиса в России являются следующие факторы:

-  перенасыщенность экономики деньгами;

-  рост финансового сектора значительно опе­режает рост сектора реального;

- резкий обвал российских фондовых рынков;

-  падение инвестиционной привлекательности России и как следствие массовый отток капитала из страны;

-  низкие темпы роста производительности труда в сравнении с темпом роста доходов;

-  зависимость российской экономики от спро­са на материалы и сырье в первой стадии обработ­ки и энергоносители и т. п.

Аналитики опасаются, что серьёзнее всего финансовый кризис скажется на основных макро­экономических показателях страны и реальном секторе экономики. Из-за проблем в США людей стали увольнять с работы по всему миру. В на­стоящее время Россия движется к социально опас­ному уровню безработицы. Об этом свидетельст­вуют официальные статистические данные: общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в феврале 2009 г. увеличилась на 10,3% по сравнению с декабрем 2008 года - до 6,4 млн. че­ловек, что составило 8,5% всего экономически активного населения страны. Если учесть, что спад производства в январе в среднем составил 19,9% по отношению к декабрю, то число безработных через 2-3 месяца может увеличиться в три раза. Число официально зарегистрированных без­работных в феврале 2009 г. возросло на 32,2% по сравнению с декабрем 2008 года и составляло 2,012 млн человек такой уровень был характерен для начала 2000 года. По сравнению с концом ян­варя 2008 г. общая численность безработных в России увеличилась на 20,75%, а официально за­регистрированных - на 27,8% [2].

Массовые сокращения высвободили, по не­официальным данным, около 9 миллионов сотруд­ников разного уровня, и лишь 16% от общего числа обратились в службы занятости. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) поиск работы через службы занятости - третий по популярности способ среди россиян (16%); напрямую обращаются в организа­цию, в которой хотели бы работать 17% опрошен­ных, а самым популярным вариантом трудоуст­ройства является поиск вакантного места через знакомых или родственников (29%). Каждый десятый ищет работу через СМИ (11%), 7% - через Интернет. Реже всего россияне обращаются в кадровые агентства (3%) или посещают ярмарку вакансий (1%), а 42% граждан не имеют опыта поиска работы. Большинство россиян (73%) как при кризисе, так и до кризиса, никогда не обраща­лись в службу занятости. 70% наших сограждан как при кризисе, так и до кризиса, не получили помощь при обращении в службу занятости. Притязания россиян в кризисный период снизились: 52% против 44 в 2008 году) предпочитают неболь­шой но твердый заработок и уверенность в зав­трашнем дне.

Российским компаниям приходится прини­мать трудные решения относительно сокраще­ния персонала и внесения изменений в системы вознаграждения. При принятии таких решений необходимо учитывать то факт, что экономический спад не продлится вечно, и если компания сократит слишком много сотрудников, то смо­жет ли успешно пережить кризис - не потеряв своей доли рынка, лидерства в технологии, не снизив уровня мотивированности персонала, а при последующем экономическом подъеме не потерять преимущества.

Как показал опрос, проведённый Исследова­тельским центром портала SuperJob.ru среди представителей предприятий и организаций, отвечающих за работу с персоналом, большинство из них считает мотивацию сотрудников обяза­тельным условием успешного преодоления кри- зиса.«Во время кризиса у всех достаточно поводов для депрессии, а она мешает продуктивно работать. Нужно мотивировать сотрудников к преодолению трудностей», - считают представи­тели компаний (86%). По мнению респондентов, сплочённая команда профессиональных сотруд­ников - залог успеха компании, поэтому ценные кадры нужно мотивировать как в период кризи­са, так и в более спокойное время, «иначе луч­шие сотрудники могут найти альтернативное место работы». Большая же часть опрошенных (60%) справедливо считает, что в кризис нужно использовать все возможные способы мотива­ции. «Если сотрудник - процентный, то надо понизить заработную плату, но повысить полу­чаемый им процент от прибыли»; «Любые спо­собы, которые компания может себе позволить, применимы. Если у неё нет денег на материаль­ную мотивацию, возможен упор на командный дух, единое желание совместно преодолеть кризис. В общем, возможны варианты», - комменти­руют респонденты. Некоторые из них отмечают, что наряду с поддержанием командного духа в коллективе руководству компании стоит попы­таться найти индивидуальный подход к каждому сотруднику, дать ему понять, что он ценен для предприятия: «Если сотрудник взял кредит в долларах, то вряд ли ему поможет мотивация в виде признания «лучшим по компании» и пр. А для кого-то кризис - отличный шанс взяться за проек­ты, которые в эпоху стабильности были не акту­альны. Поэтому стоит искать индивидуальные способы мотивации и комбинировать их» [3].

Прямые и косвенные издержки, связанные с сокращениями сотрудников (ослабление связей с клиентами, соответствие предпринимаемых мер трудовому законодательству, потеря ноу-хау и т.д.) зачастую превышают ожидаемый эффект от эко­номии фонда оплаты труда (об этом свидетельст­вует практика 90-х гг.). Для оптимизации издер­жек необходимо рассмотреть возможности пере­распределения функциональных обязанностей работников, адаптации режима рабочего времени и внесения других изменений. В случае, когда решение о сокращении персонала имеет под со­бой достаточные основания и оптимизация рас­ходов посредством сокращения численности пе­ревешивает все другие основания, необходимо обязательно рассмотреть ряд вопросов, включая следующие:

-   возможность достичь эффекта оптимизации численности за счет «естественной» текучести кадров;

-    возможность оптимизации численность за счет временного прекращения приема на работу, введения неполного рабочего дня, предоставления неоплачиваемых отпусков и так далее;

-     учет результативности сотрудников при принятии решений о сокращении;

-   соответствие предпринимаемых мер трудо­вому законодательству;

-    восприятие сокращения сотрудником, его коллег, знакомых как вынужденной меры вследст­вие неблагоприятной экономической ситуации.

В российских условиях необходимо учиты­вать современное состояние отечественной эконо­мики и социальной сферы, при котором организации и их персонал продолжают испытывать нега­тивные последствия существенного спада произ­водства и гиперинфляции 90-х годов, а руководи­тели сталкиваются с серьезными препятствиями объективного и субъективного плана в стремле­нии повышать заработки, улучшать условия труда и быта, усиливать заинтересованность работников в новых формах хозяйствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Дудник И. Построение системы управления персоналом в условиях длительного кризиса (интервью) // Управление персоналом. -2008. - № 23.

2.    Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации за февраль 2009 года // Официальный сайт Федеральной службы государ­ственной статистики http://www.gks.ru.

3.  Портал www.superjob.ru.