Проанализировав бурно нарастающий поток электронных учебников, и предприняв несколько попыток самостоятельного изготовления таких программных продуктов, мы пришли к выводу, что материал, предназначенный для изложения в электронном виде, должен быть:
- очень хорошо структурирован по содержанию,
- тщательно проработан по уровню сложности от первичного ознакомления до основательного усвоения на теоретическом уровне,
- оснащён разобранными примерами и по возможности иллюстрациями,
- снабжён примерами для самостоятельной работы и проверочными тестами.
При создании электронного учебно- методического комплекса по курсу «линейная алгебра и аналитическая геометрия», нами был применен модульный подход, который предполагает разбивку курса дисциплины на законченные части-модули. Под модулем понимается логически завершенная часть учебного материала, включающая деятельность по его изучению и контроль усвоения. При этом от модуля к модулю должна обеспечиваться повторяемость циклов деятельности обучающегося. Объем модулей может быть различным, он зависит от объема и структуры курса, от специфики специальности по которой создается курс. Последовательность освоения модулей может быть либо однозначно определенной, либо возможны некоторые вариации траектории. Таким образом, модульный подход- это структурирование материала по содержанию. При разработке электронного учебно-методического комплекса по разделу «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» для студентов технических специальностей весь изучаемый материал был разбит нами на пять модулей:
1. элементы линейной алгебры (линейные пространства, операции над матрицами, вычисление определителя, ранг матрицы);
2. методы решения систем линейных алгебраических уравнений;
3. элементы векторной алгебры, приложения;
4. прямая на плоскости и кривые второго порядка;
5. плоскость и прямая в пространстве, поверхности второго порядка.
Данный раздел высшей математики представляет собой законченный курс и изучается студентами первого курса технических специальностей в течении первых 7-8 недель учебных занятий. При изучении каждого модуля, студент имеет возможность, как ознакомиться с теоретическим материалом, основными формулами и теоремами, так и с помощью гиперссылок открыть и проработать доказательство основных теорем и вывод формул. Текст лекций снабжен примерами, которые студент может попытаться решить самостоятельно, либо открыть и посмотреть приведенное решение. Существующая учебная литература по векторной алгебре и аналитической геометрии очень бедна на иллюстрации. Большая часть студентов испытывает трудности при решении пространственных задач, и большинство упражнений по этим разделам решается по формальным сценариям, без осознания выполняемых действий и геометрической интерпретации полученных результатов. Использование в созданном нами учебном комплексе презентаций с анимационными эффектами, существенно повышает восприятие основных положений векторной алгебры и аналитической геометрии. Закончить изучение модуля можно, ответив на теоретические вопросы и пройдя тест. После проработки всего данного курса студент получает вариант для самостоятельной работы.
В созданном нами учебно-методическом комплексе каждый модуль содержит:
- текст лекций, снабженный иллюстрациями и примерами;
- презентацию основных положений лекций с элементами анимации;
- тренинг по методам решения основных типов задач,
- тестовый контроль.
Презентацию можно использовать для чтения лекции в аудитории. В настоящее время сопровождение лекции презентацией является бурно развивающимся направлением. Изучение накопленного опыта в этой сфере педагогической деятельности позволяет отметить проблемы и поставить ряд вопросов. Само использование презентации не гарантирует успеха, лишь умело составленная и преподнесенная презентация способна значительно увеличить эффективность усвоения лекции. Здесь важно все: фон слайда, используемые цвета, расположение формул и рисунков; последовательность и скорость анимации; аудио сопровождение. Необходимо решить вопрос: речь будет опережать анимацию, или анимация речь. С большой осторожностью необходимо подходить к выбору темы, стиля и фона слайда. Несмотря на предоставленный широкий выбор этих инструментов, требуется немалое искусство сделать такую презентацию, чтобы внешние эффекты помогали, а не мешали восприятию. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются презентации, воспроизводящие лекцию опытного лектора с последовательным возникновением формулировок основных положений, формул, рисунков и схем, причем, речь лектора должна опережать анимацию. Но такую лекцию прочитать сложнее, чем показать слайд и сопроводить его комментариями. В данный момент ощущается нехватка психологической и педагогической литературы о создании эффективной учебной анимации и умелой ее подачи, что позволяет говорить о необходимости проведения исследований в данной области.