Однако, на сегодняшний день образование не характеризуется вышеперечисленными признаками особенно в части экологизации .
Сделав анализ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, можно выделить следующее:
- предполагается сделать акцент на качестве образования и внести обновление содержания образования;
- в перечислении основных направлений модернизации общего образования упоминается об усилении роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, при этом об экологической составляющей речи не идет;
- прописано формирование у учащихся ключевых компетенций, но не указано каких именно;
- в разделе «Начальное общее образование» не упоминается экологический принцип образования вообще, понятия здоровый образ жизни не вводится;
- в разделе «Основное общее образование» вопросы, касающиеся человека и экологии, затрагиваются в дисциплинах «Природоведение», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Но данный материал бессистемен и не носит преемственный характер. Так в разделах «Требования к уровню подготовки выпускников» по природоведению указано: знать экологические проблемы своей местности и пути их решения; по биологии: уметь объяснять место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»: знать основы здорового образа жизни.
Мы видим, что отсутствует межпредметная взаимосвязь по вопросам экологического образования, хотя база для такой взаимосвязи есть. Не выстроена преемственность экологических принципов образования от ступени начального к общему образованию.
Поэтому, мы разделяем мнение о ноосферной педагогике, в которой экология обуславливает общую проблематику, порождаемую ситуацией современного глобального экологического кризиса.
В настоящее время образовательная система переходит на эволюционно новый этап развития - ноосферное образование
В ХХ веке многие мыслители, представители различных научных направлений обращались к проблеме ноосферы, пытаясь определить пути ее возникновения и последующего становления. Например, Н. Н. Моисеев развил концепцию В.И. Вернадского и обосновал новый взгляд на эволюцию - коэволюция природы и сообщества.
Идея ноосферного развития должна быть превращена в систему новых профессиональных установок человечества. Для этого потребуется глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе природо-сообразного целостного сознания;
Основываясь на нелинейности мира и бифуркации в процессе пути развития, мы приоритетным механизмом трансформации массового сознания обозначаем новую систему образования XXI века, выполняющую не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к гармоничным действиям для выживания цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию.
Ноосферное образование столь многогранно, что может быть охарактеризовано с разных точек зрения, сообразно заложенным в нем принципам.
- экологизации образования
- системности образования
- гармонизации образования
- гуманизации означает
- инструментальности образования
- личностно-ориентированного образования
- опережающего развития образовательной отрасли
- простоты познания,
- экономичности образования.
- потенциальной интеллектуальной безопасности - это не просто новый принцип педагогики. Это впервые предлагаемый принцип, происходящий из недр целостного, здорового человеческого сознания, т. е. экологичного сознания.
Таким образом, ноосферное образование направлено на воспитание целостного, здорового мышления человека, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в системе Природа - Общество, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий.
ЮНЕСКО, выполняя рекомендации Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.), ратует за стратегию экологического и естественнонаучного образования, эффективность которого, как известно, обусловливает необходимость применения последовательного подхода, начиная со ступени начального образования и кончая высшим образованием. Санитарное просвещение и профилактическое образование, в этом контексте, являются ключевыми элементами широкой концепции «образования для всех», которая учитывает как потребности детей и молодежи, так и взрослых людей. Центральную роль будет играть комплексное профилактическое образование, включая образовательные, научные, коммуникационные, культурные, социальные аспекты и аспекты, связанные с правами человека. Особое место в этом образовании отводится содействию улучшению здоровья подростков и репродуктивного здоровья молодежи, включая мероприятия в образовательных школах.
Для этого потребуется переориентация образования и просвещения в вопросах здравоохранения на новую парадигму. А вместе с тем и на новую технологию, методику и практику образования. Очагом ноосферы может стать школа.
Ноосферное образование предполагает привнесение достаточно глубоких концептуальных изменений в содержании образования. Содержание образования и предполагаемые компетентности выпускников будут в таких системах направлены на гуманистические ценности, которые распространяются не только на человека, но также на всю природу нашей планеты. Поэтому, ноосферное образование зарождается сегодня как новый этап экологического образования.