Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

Чтобы по возможности быстрее адапти­роваться в постоянно и стремительно меняю­щемся мире, «идти в ногу со временем», каждо­му из нас необходимо правильно и максималь­но использовать свой мыслительный потенциал. Особенно это касается тех, кто работает в сфере науки и образования.

На сегодняшний день превалирующей формой умственной деятельности человека яв­ляется вертикальное (причинноследственное или логическое) мышление, развитию которого ещё со школьных лет уделяется особое внима­ние. Современное образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно главным образом как можно больше по­лучать полезных знаний. Автоматическое включение отработанного годами стабильного алго­ритма выбора оптимального варианта из нако­пленной в памяти соответствующей информа­ции поможет определить правильный ответ. За­тем врождённая логика и развитое вертикальное мышление позволят легко претворить его в пло­дотворные идеи.

Действительно, в большинстве случаев применяемая методика даёт быстрый положи­тельный эффект, даже если при этом использу­ются главным образом тривиальные стандарт­ные решения.

Но такой подход может легко завести в ту­пик при возникновении непредвиденных слож­ных ситуаций, для правильного решения кото­рых требуется подключение интуиции и творче­ских способностей, являющихся следствием ла­терального мышления. Интуиция возникает на подсознательном уровне - её можно сравнить с внутренним голосом, неожиданным приведением мыслей в порядок или внезапным просветлением, идущим параллельно с индуктивными выкладка­ми. Даже если вспышка вдохновения не прояснит всех деталей найденного решения, мы можем ин­туитивно почувствовать, что оно верное.

Способность к творчеству, оформлению возникающих гипотез в необходимые логиче­ские конструкции, во многом зависит от интел­лекта. До сих пор до конца не определено, под влиянием каких факторов и каким образом фор­мируется интеллект. По предположению гене­тиков умственные способности не передаются по наследству, хромосомы определяют наш раз­ум процентов на тридцать, остальное - влия­ние среды. Все попытки создать искусственный интеллект до сих пор проваливались: электрон­ные гении, способные превосходить любой человеческий мозг объёмом памяти и скоростью логических операций, многим из нас уступают в творческих способностях. Одной из основных причин этого служит то, что современный ком­пьютер не способен в процессе работы само­стоятельно корректировать условие поставлен­ной задачи с учётом возникших новых обстоя­тельств. Заложенная в нём программа монотон­но идёт к поставленной цели, на каждом шаге сравнивая её с достигнутыми результатами и со­ответственно планируя следующий этап.

Несмотря на отсутствие чётких понятий, интеллектуальные способности пытаются оце­нивать количественно, разрабатывая для это­го самые разные технологии. Например, испы­туемым предлагают продолжить заданный чис­ловой ряд, достроить незаконченную фигуру, описать отличия в аналогичных рисунках, сде­лать логический вывод из предложенных рассу­ждений и т. п. По специальным формулам и та­блицам результаты этих тестов сводятся в еди­ный показатель - коэффициент интеллекта или IQ. Полученные при этом выводы, безусловно, нельзя считать универсальными. Например, вы­сокий IQ не гарантирует успех в учёбе или про­фессиональной деятельности, для этого требу­ются также многие другие самые разные чело­веческие качества, такие как самодисциплина, усидчивость, амбиции, умение вживаться в подходящую социальную группу и т. д.

Латеральное мышление при нормальном развитии начинает зарождаться в голове ребенка после семи лет. Гармоничное развитие личности происходит только под воздействием всех раз­новидностей интеллекта, игнорирование какойлибо из его сторон чревато необратимыми печальными последствиями. Например, в школь­ной программе (желательно в начальных клас­сах) обязательно должна учитываться необходи­мость обучения (в той или иной форме, в зави­симости от желания и способностей) азам ора­торского искусства, музыки и живописи. Приоб­ретённый в результате сенсорный опыт является мощным стимулом творческой активности моз­га, помогает правильно оценивать события и по достоинству отбирать, какие из них нужно со­хранить в памяти.

По наблюдению психологов навыки, ко­торые достаточно долго используются в юные годы, в дальнейшем никогда полностью не за­бываются и могут легко и быстро восстанав­ливаться до прежнего уровня даже после очень длительного перерыва.

Существуют различные специально раз­работанные техники тренировки латерального мышления, которыми практически каждый мо­жет овладеть. На сегодняшний день к самым эф­фективным методам развития творческих спо­собностей и интуиции можно отнести мозговой штурм, компьютерное моделирование и роле­вые игры.

При мозговом штурме на первом этапе ге­нерируется максимальное число самых разноо­бразных и даже в определённой степени противоречивых идей, далёких от рассматриваемого вопроса. Ничем не ограниченная игра мыслей является основой творчества. Самое сложное на этой стадии - отказ от критики, которая сра­зу же затормозит поиск и сузит его рамки. Ав­тор идеи не должен её ни объяснять, ни защищать, чтобы не мешать другим спонтанно мыс­лить. Затем обсуждаются все выдвинутые гипо­тезы, причём приветствуются любые их комби­нации, уточнения или модификации. В итоге об­суждается каждое предложение и решается, по­лезно оно или нет.

Насколько результативен этот способ, демонстрирует пример американского косми­ческого агентства- НАСА. Проектировщики при выборе альтернативы молнии на скафандре астронавтов воспользовались апробацией мак­симально свободных ассоциаций. Из словаря наугад брали предложение, и все фантазирова­ли, как связать его с застёжкой. Слово «лес» вы­звало у когото мысль о шипах, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застёжки_под названием «липучка».

При соответствующей корректировке ме­тода мозговой атаки можно вести диалоги и со своим внутренним оппонентом.

Специально разработанные компьютер­ные программы (имитационное моделирование) могут «подсказать», как справиться со сложной практической задачей, требующей варьирования сразу несколькими ключевыми параметрами. Такой способ помогает прогнозировать в виртуальном мире появление отдельных непредви­денных побочных эффектов, а в некоторых слу­чаях даже всего спектра возможных последствий принимаемых в реальности решений.

Поновому взглянуть на тупиковую ситуа­цию помогают так называемые ролевые игры. В этом случае требуется поставить себя на чужое место и посмотреть, как выглядят ваши труд­ности со стороны. Например, можно мысленно превратиться в своего студента или своего начальника и подумать, чтобы он вам мог сказать по поводу возникшей проблемы. В принципе это может дать совершенно свежий взгляд на вещи.

Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга. Индуктивная логика позволяет выяснить надежность и пер­спективы использования готовых концептуаль­ных моделей; интуиция и творчество связаны с анализом и перестройкой таких моделей, а при необходимости и созданием новых. Необходимо владеть навыками и того, и другого.

Список литературы

1.  Латеральное мышление / Э. де Боно. - Питер, 1997. - С. 915.

2.  Мозговой штурм // Там же. - С. 157176.

3.  Энциклопедия мышления / Ф. Милтнер, В. Сифер, Д. Шеппах, Д. Брейтенфелд. - М., 2003. -С. 110118.

4.  Искусство точного расчёта // Там же. - С. 126133.