Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Сегодня среди многочисленных перемен, затронувших отечественную высшую школу, одной из значимых является усиление внимания к систематической подготовке преподавателей высшей школы: в 1997 г. Министерством обра­зования РФ был подписан пакет документов по созданию в системе дополнительного профес­сионального образования специальности «Пре­подаватель высшей школы», рассчитанной в общей сложности на 1080 часов очнозаочного об­учения. Теоретический анализ проблемы и ана­лиз практического опыта выявляют ряд обстоя­тельств, серьезно осложняющих решение про­блемы подготовки преподавателей в принци­пе, так и преподавателей высшей медицинской школы в частности. Остро чувствуется дефицит учебного времени. Вызывает большие трудно­сти «наполнение» содержанием достаточно дли­тельных по времени заочных циклов обучения (в перерывах между краткосрочными циклами), а также серьезная проблема организации систе­матической учебной деятельности слушателей, «ушедших» на заочный цикл, контроля ее ре­зультатов преподавателем, полноценной реали­зации заочного контакта «педагогслушатель» и режима сопровождающего обучения. Доста­точно трудно организуется принцип практиче­ской направленности обучения: зачастую в со­держании лекций доминируют общепедагогиче­ские конструкты весьма абстрактного содержа­ния, не проектирующиеся на конкретную прак­тическую педагогическую деятельность в обла­сти медицинского образования, которой пред­стоит заниматься слушателям. Не реализована идея уровневой дифференциации обучения: в большинстве случаев у преподавателей Ф1111К (факультетов повышения профессиональной квалификации) нет ясного понимания того, как должен различаться образовательной процесс по программе «преподаватель высшей школы» для обучающихся аспирантов и «действующих» преподавателей, имеющих иногда весьма солид­ный опыт педагогической деятельности. В про­цессе исследования была выдвинута гипотеза о том, что современное последипломное образова­ние аспирантов и преподавателей медицинских вузов будет эффективно решать задачи, вытека­ющие из социального заказа, если: разработать и обосновать систему ведущих идей (на уров­не принципов) организации этого образования, исходящую из необходимости отражения в нем поисковотворческого подхода, практической ориентированности с особым акцентом на про­фильной направленности обучения- послед­ние предполагает нахождение таких конструк­тов медицины, философии и методологии этой области человеческого знания, которые позволя­ют проявить основные особенности ее препода­вания в высшей школе и то, как обучить соответ­ствующим методикам самих педагогов; спроеци­ровать выявленные принципы на проблему фор­мирования содержания педагогического образо­вания преподавателей - медиков, выявив его структуру, ориентированную на: 1) особенно­сти трансляции студентам собственно предмет­ного знания; 2) философскометодологическую канву медицины и ее отражение в процессе об­учения студентов; 3) формирование у препода­вателей комплекса педагогических и методиче­ских умений, учитывающих специфику и ню­ансы содержательного поля преподаваемых ме­дицинских учебных дисциплин; спроециро­вать выявленные принципы на процессуальный аспект обучения преподавателей - медиков, предложив и обосновав: а) комплекс формируе­мых у них педагогических и методических уме­ний и стратегий деятельности; б) соответству­ющие методические подходы и способы их ре­ализации в рамках ФГШК ориентированные на широкое использование активноимитационных практикоориентированных технологий; сде­лать особый акцент внимания на дифференци­ации последипломного образования, обосновав, как минимум, бинарную структуру всех компо­нентов описания данного феномена, ориентированную на значимые отличия в процессе об­учения аспирантовмедиков и «действующих» преподавателей, обладающих зачастую солидным опытом педагогической деятельности; вы­явить и реализовать в образовательном процес­се те потенциальные возможности, которые пре­доставляет режим очнозаочного обучения для эффективного решения системой последиплом­ного педагогического образования медицинско­го профиля своих задач.