Конец 20начало 21 века ознаменовались тем, что неотъемлемой и ярко выраженной чертой образования любого уровня становится его кулыуросообразность. Данная черта означает ориентацию образования на культурные ценности, неукоснительное следование им; приобщение обучаемых к культурным нормам и ценностям, воспитание в них способности не только сохранять уже имеющиеся ценности, но и соз¬давать новые. Метафорически точно связь культуры и образования обозначил В.Ф. Сидоренко: «"Для себя" образование -образ культуры, "для культуры" оно - образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а "для социума" - это его "легкие". На "вдохе" образование "втягивает" в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. На "выдохе" культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» [7, с. 31].
Кулыуросообразность образования мож¬но обозначать разными способами. Еще Маргарет Мид выделяла три типа культуры, соотнося каждый из них с содержанием, методами и орга-низацией образования [6]. При постфигуратиеной культуре младшее поколение всегда обуча¬ется при помощи старшего поколения. Данный тип культуры продержался достаточно долго и на протяжении тысячелетий характеризовал человеческие сообщества, сохраняясь до сих пор в диаспорах, анклавах, сектах.
Для конфигуратиеной культуры характерен иной способ обучения, когда и старшее и младшее поколение обучается на примере своих сверстников. Такой тип культуры удалось обнаружить в сообществах иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле. В этих условиях для детей наиболее значимыми являются не взрослые, а именно сверстники, типичные для них модели поведения. По мнению специалистов, педагогика сотрудничества является хорошим примером гармоничного сочетания двух типов культур - постфигуративной и конфигуративной.
Характерной особенностью префигуратиеного типа культуры является возможность обучения старшего поколения у младшего. Высказывается предположение, что в 21м веке данный тип культуры станет преобладающим. Возможно, с этих позиций стоит пересмотреть отношение к известному высказыванию о том, что «яйца курицу не учат». Оно справедливо лишь в обществе с преобладанием постфигуративной и конфигуративной культуры.
Вполне закономерным является усиливающийся интерес общества в целом и образования в частности к проектной культуре. Это особый третий тип культуры, интерес к которому обусловлен тем, что «человеческое сознание не мирится с расколотостью жизни на хозяйственнопроизводственную деятельность и на искусство, оно стремится к изначальному единству целесообразного и осмысленного бытия в красоте» [7, с. 21]. 20
Характерной чертой проектной культуры является ее всепроникаемость. Именно поэтому в Великобритании проектная культура рассматривается как необходимая составная часть фундамента системы общего образования [8]; у нас - «как актуальнейшая ценность и содержание, как тип и культура мышления» для всех уровней системы образования [7, с. 31]. Если в прошлом веке высказывания ученых о всепроникаемости проектной культуры воспринимались в большей мере как гипотеза, то в этом веке можно убедительно доказать, что в реальности дело обстоит именно так.
Для этого обратимся к наиболее полному, на наш взгляд, определению проектной культуры. Согласно О.И. Генисаретскому, «проектная культура в сегодняшнем ее понимании - это и реальность проектируемой среды обитания, и концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни» [2, с. 2]. Проектируемую среду обитания можно предста¬вить более дробно, примерно так, как это сделано во вступлении к монографии «Психология жизненной среды». Автор концепции, Л.А. КитаевСмык, считает, что жизненную среду целесообразно представлять состоящей из следующих компонентов: природная среда, искусственная рабочая среда, искусственная жилая среда, социаль¬ная среда, внутренняя среда «самого человека с ее телесным и духовным содержанием» [3, с. 3].
В настоящее время сложились и успешно развиваются разные направления дизайна, которые можно соотнести с выделенными средами. Так, ландшафтные дизайнеры и флористы занимаются природной средой. Архитектурный дизайн, промышленный дизайн и дизайн интерье¬ра соотносимы с двумя искусственными средами - рабочей и жилой. Компьютерный дизайн и дизайн в области рекламы ориентированы на информационную среду, которая не представлена в выше изложенной концепции, но в объективной реальности она существует. Усилия работников организационного и социального дизайна направлены на социальную среду. Психотерапевты, психиатры, стилисты, визажисты в той или иной мере преобразуют или стимулируют самого человека (что более правильно) к преображению его внутренней среды.
Еще в 1988 году Ю. Борев отметил, что «дизайн -главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства» [1, с. 26]. Если понимать проектную культуру как дизайн в широком смысле слова или, по В.Ф. Сидоренко, «Дизайн с большой буквы», то перечисленные направления современного дизайна, соотнесенные с разными жизненными средами, слу¬жат веским доказательством в пользу всепроникаемости проектной культуры.
Важно отметить, что результаты творчества по законам красоты можно оценивать при помощи двух обобщенных критериев: эстети¬ки конечных результатов проектирования (критерий, вытекающий из природы дизайнерского творчества) и состояния функционального ком¬форта (критерий, содержащийся в исследованиях и рекомендациях по эргономике) [(5, с. 38].
Что касается частных критериев оценки результатов проектирования, то в каждом конкретном случае они специально разрабатываются проектировщиками. Отчасти это связано со спецификой проектирования объективной и субъективной реальности. В случае объективной (физической) реальности проектные усилия направлены на средотворение и сохранение среды. В отношении субъективной (психической) реальности уместен иной подход - выявление и сохранение изначальной красоты человека (его внутренней среды) и человеческих отношений (социальной среды). Методологиче¬ское обоснование двух принципиально разных направлений дано в 1996 году в исследовании, в котором разработан и частично реализован про¬ект нового образовательного пространства высшей педагогической школы [4].
На рубеже двух столетий можно было с уверенностью говорить о существовании проектов, относящихся практически ко всем звеньям системы непрерывного образования людей. Среди проектов для дошкольного возраста можно назвать созданный во ВНИИТЭ Проект экспери-ментального учебнообразовательного центра и программу «Детство» ассоциации «Компьютер и детство». В исследованиях, составивших их основу, сознательно использованы идеи проектной культуры. К числу разработок для школьного возраста относятся: концепция В.И. Слободчикова о психологических основах проектирования образования (1994 г.); проект образовательного пространства как пространства развития И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина (1993 г.); концепция В.М. Неменского, отдающего приоритет в школьном образовании прикладному искусству (1989 г.), и др.
С проектной культурой названные работы роднят разные аспекты, развиваемые их авторами. Для концепции В.И. Слободчикова - это прежде всего идея проектирования развивающего образования. Для проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина- это замысел авторов о возможности перевести категории психического развития на язык проектирования образовательной системы. Для концепции В.М. Неменского - идея о необходимости ориентации среднего образования на гармоничное сочетание техниконаучного и гуманитарнохудожественного развития детей.
Что касается системы профессионального образования, то она представлена уже упоминавшимся проектом высшего звена. При этом практически нет проектов, относящихся к начальному, среднеспециальному и дополнительному профессиональному образованию. Появление таких проектов в совокупности с уже описанными послужило бы основанием для создания единой модели. Такая модель позволит в целостном виде представить процесс непрерывной подготовки людей проектной культуры. Это особенно актуально в условиях объявленной непрерывной модернизации российского общества, с которой связана разработка и реализация множества приоритетных национальных проектов.
Закончить статью хочется современными по звучанию и эмоциональной насыщенности словами О.И. Генисаретского: «Надежда на проектирование» - это проектная готовность к любым поворотам развития, проектная обеспеченность ожидаемых социальнокультурных или технологических изменений; это способность проектирования на деле быть ориентированным на человека, желание и умение выражать в качествах проектируемой среды полноценный образ жизни, столь же естественный, сколь и свободный» [2, с. 2].
Список литературы
1. Бореев Ю.Б. Эстетика. - М: Политиздат, 1988.
2. Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарнохудожественные проблемыдизайна. Автореф. дисс. ... докт. искусствоведения /ВНИИТЭ. - М., 1990.
3. КитаевСмык Л.А. Вступительная статья // Черноушек М. Психология жизненной среды. - М.: Мысль, 1989. - С. 324.
4. Криулина А.А. Профессиональнаякультура и система психологической подготовки учителей. - Автореф. дисс. ... докт. психол.Наук / ВНИИТЭ. - М., 1996.
5. Криулина А.А. Эргодизайн образова¬тельного пространства. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
6. Мид М. Культура и мир детства. - М.,1988.
7. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дисс. ... докт. искуссвоведения / ВНИ¬ИТЭ. - М., 1990.
8. Чигарьков В.М., Дижур А.Л. Про¬ектная культура и дети: Из опыта образования в Великобритании // Техническая эстетика. - 1990. - №4.- С. 27; №5. - С. 1116.