Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Компетентностный подход в образовании - это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает компетентность выпускника.

Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности, на наш взгляд, представляет собой систему её основ: мотивационной, инструментальной, ценностно-смысловой, индивидуально-психологической и конативной.

Инструментальная основа компетентности представлена знаниями, умениями, навыками.

Мотивационная основа компетентности является одним из ключевых факторов компетентности. Мотив - движущая сила, побуждение, стремление к деятельности.

Важным фактором компетентного поведения выступает направленность личности, ценностно- смысловая основа компетентности. Это сформированное активное положительное отношение к общечеловеческим ценностям - «жизнь», «человек», «общество», «труд». Такое отношение находит свое отражение в проявлении личной ответственности за результаты деятельности в любой сфере.

В свою модель компетентности как интегрального качества личности мы включили способности человека, составляющие индивидуально- психологическую основу компетентности, это особенности, качества личности, определяющие успешность и быстроту освоения деятельности.

Саморегуляция субъекта деятельности, механизмы реализации знаний, умений, способностей, ценностей и мотивов в деятельности составляют конативную основу его компетентности (конацию) (от англ. conation - способность к волевому движению).

Социально-психологическую компетентность субъекта деятельности мы рассматриваем как один из видов компетентности выпускника вуза. Здесь мы исходим из предположения о том, что компетентность выпускника вуза в своей видовой структуре включает компетентность профессиональную (реализованная готовность, стремление успешно трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (реализованные стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов и специальные, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде.

Таким образом, видовая структура компетентности человека может быть представлена следующими видами компетентностей:

  • общая профессиональная компетентность,
  • специальная профессиональная компетентность,
  • общая социально-психологическая компетентность,
  • специальная социально-психологическая компетентность .

Общая социально-психологическая компетентность - это проявленные готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные (способность работать в группе, толерантность и др.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т.п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т. п.), экологические, валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Содержание специальной социально - психологической компетентности представляют качества личности, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста. Мы полагаем, что для описания специальной социально-психологической компетентности выпускника той или иной специальности можно использовать классификацию Е.А. Климова, разделяющего профессии на группы в зависимости от объекта труда (человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника, человек - природа, человек - человек).

Развести общую и специальную социально- психологическую компетентность субъекта деятельности иногда бывает очень сложно в силу полифункциональности её компонентов. Между тем каждая профессия имеет свой паттерн выраженности значимости того или иного вида социально- психологической компетентности. Так, например, коммуникативная компетентность - важное требование современного рынка труда к выпускникам любой специальности. В тоже время коммуникативная компетентность менеджера, учителя и инженера-архитектора будут отличаться друг от друга как по уровню и содержанию, так и по количественным и качественным характеристикам.

Формирование социально-психологической компетентности студентов - актуальная дидактическая проблема задача, решение которой предполагает проектирование и создание учебных профессионально ориентированных ситуаций в социальном контексте профессиональной деятельности будущих специалистов. Такие ситуации должны быть направлены на формирование инвариантов социально-психологической компетентности - знаний, умений, навыков, ценностных отношений, мотивации эффективного взаимодействия, способностей к социальному взаимодействию.

Следует помнить, что умственная активность студентов велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Как показывает практика, как только мы направляем наше внимание не только на трудности, но и на возможности ученика, отношение между педагогом и студентом приобретает новое качество. Позитивное отношение и настрой на партнера по общению предполагают принятие себя и других людей такими, какими они являются в данный момент. Но в процессе общения, опираясь на познавательный компонент компетентности в общении, мы должны уметь видеть и распознавать в них и то, чем они могут стать. Это означает принятие человека с его нарушениями, недостатками, чтобы войти в контакт с его еще неизвестными, скрытыми возможностями.

Педагогическая деятельность в рамках компетентностно-ориентированного образования должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие

  • способности эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды;
  • умений эффективно использовать разнообразные средства общения;
  • умений ориентироваться в социальных ситуациях;
  • умений актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной ситуации;
  • стремления к пониманию конкретного социума;
  • умения выстроить общение, основанное на равенстве психологических позиций участников, активности сторон.
Переход к компетентностному образованию требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Разработки в этой области ведутся и будут продолжены, предварительные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.