Ценовая политика предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма конкурентоспособности. В условиях свободной конкуренции цена продукции выравнивается автоматически под действием законов рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижение издержек производства.
Для того, чтобы предприятие могло обеспечить достижение поставленной цели необходимо проводить соответствующую ценовую политику. Ценовая политика позволяет решить следующие задачи:
- Расширение присутствия предприятия на рынках сбыта.
- Получить максимально возможную прибыль.
- Расширить экспортные возможности.
- 0беспечить платежеспособность предприятия.
Для решения данных задач предприятию необходимы следующие мероприятия. Во первых, во главу своей деятельности поставить маркетинговую службу. Достаточно одной должности маркетолога, который должен быть хорошим специалистом в маркетинговой деятельности и обладать необходимыми знаниями в мировом производстве и сбыте продукции. Расширение рынка сбыта должно быть напрямую связано с учетом географического фактора, т.е. кроме установления цены на месте производства, учитывать расходы на доставку и определиться в установлении цены [2].
Предприятию необходимо во главу развития политики ценообразования поставить качество продукта и качество менеджмента. Необходимо учитывать, что главные критерии качества продукции не только техникоэкономические параметры продукции, отражающие ее качество, но и предпочтения реального потребителя. 0сновными направлениями и функциями должны стать:
1. 0бщее руководство качеством, включающее определение необходимого уровня качества на основе маркетинговых исследований, организация работ по обеспечению качества, обучения персонала.
2. 0перативное управление качеством, т. е. контроль качества продукции и принятия оперативных решений.
Для этого руководству необходимо провести самооценку деятельности управления, обновить технические и технологические параметры, нормы и нормативы. Необходимо также изучить международный маркетинг, провести исследование спроса и цены на продукт, выпускаемый предприятием.
При формировании политики ценообразования необходимо решить, на сколько придется увеличить объемы продаж, чтобы при более низкой цене обеспечить получение большей прибыли. При этом необходимо учесть, чтобы цена устраивала как продавца, так и покупателя, т. е. ввести ценностный подход к образованию цены [1].
Перерабатывающие предприятия могут идти на инициативное уменьшение цен при недогрузке производственных мощностей, сокращении доли рынка под давлением агрессивной ценовой конкуренции со стороны других перерабатывающих предприятий и т. д. Однако при проведении политики инициативного снижения цен следует учитывать реакцию потребителей, которые могут воспринимать снижение цен как свидетельство низкого качества товара или его снижения, низкого спроса на товар, плохого финансового положения перерабатывающего предприятия. В результате потребитель может неадекватно отреагировать на снижение цен и не только не расширить свои покупки, а наоборот, даже их снизить.
При определении ценовой стратегии целесообразно учитывать многочисленные факторы. К ним следует отнести, например уровень спроса, его объём и динамику, экономические возможности покупателя, полные издержки перерабатывающего предприятия на производство и продажу данного пищевого продукта, цены аналогичных продуктов предприятийконкурентов и т.д.
Перерабатывающие предприятия применяют ценовые стратегии в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих маркетинговых стратегических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биншток, Ф.И. Ценообразование / Ф.И. Биншток. М.: ИНФРА, 2001. 234 с.
2. Воронин, В.Г. Менеджмент в пищевой промышленности / В.Г. Воронин. М.: Колосс, 2003. 324 с.