Развитие среднего профессионального образования в Казани в конце XIX начале XX вв., как и по всей России, было обусловлено бурным экономическим ростом. Появление Казанского промышленного училища (далее КПУ) стало результатом целостной государственной политики по созданию системы среднего профессиональнотехнического образования в стране. В конце лета 1890 г. в Казань прибыл И.А. Анопов, управляющий отделением промышленных училищ Министерства народного просвещения (далее МНП), командированный для координации вопросов по поводу предстоящего устройства промышленных училищ. 0н пришел к выводу, что здание реального училища, в котором предполагалось открыть КПУ, не сможет вместить в себя, кроме полного реального училища с коммерческим отделением, еще и техническое училище; расширить же это здание пристройками не представлялось возможным, т.к. двор училища занимал весьма небольшую площадь. В связи с этим возник вопрос о месте для постройки зданий промышленного училища. Попечитель Казанского учебного округа (далее КУ0) при ознакомлении с предложенными городской думой участками признал их неудобными и выразил мнение, что наиболее желательным является место, запроектированное под площадь и располагавшееся напротив Родионовского института благородных девиц. Городская дума согласилась с этим предложением и постановлением от 27 июня 1891 г. передала МНП этот участок для постройки зданий промышленного училища с условием, чтобы министерство само исходатайствовало согласие министра внутренних дел на изменение плана города, а в заседании от 21 февраля 1895 г. городская дума постановила добавить к этому еще смежный участок в 2 277 кв. саженей [1, л. 910]. Был составлен архитектурный проект, оставалось лишь утвердить его и получить средства на строительство, которые и были выделены после согласования с министром финансов 10 августа 1895 г., но при этом было указано, что кредит в 190 тысяч рублей, запрашиваемый МНП на возведение здания училища, слишком велик департамент экономии посчитал, что сумма непосильна для государственной казны. Это вызвало новую волокиту в постройке здания училища.
По предложению министра народного просвещения И.Д. Делянова была образована комиссия из представителей Министерства финансов и МНП, главной задачей, которой было обсуждение возможностей экономии средств при постройке здания училища. На первом же заседании комиссии возникло два проекта решения этой задачи, которые тщательно были разобраны и обсуждены. Первый проект предусматривал открыть училище, отложив устройство одного или двух его отделений на неопределенный срок. В этом случае здание пришлось бы перестраивать и добавлять к нему различные пристройки, что привело бы лишь к увеличению заявленных вначале расходов и несовершенству самого здания. По второму проекту предполагалось открытие училища в полном составе из всех отделений, при снижении стоимости путем сокращений проекта здания. При этом имелось в виду то, что в состав соединенного училища войдут среднее и низшее химические училища, что обеспечит создание не отдельных, а общих для них мастерских, лабораторий и хозяйственных построек; механические мастерские, создаваемые для механического училища, будут обеспечивать все четыре отделения; строительное училище сможет пользоваться всеми помещениями, оборудованием и пособиями химических и механического училищ и потребует лишь несколько дополнительных помещений; помещения для администрации, учебных служб и хозяйственные постройки будут общими для всех четырех училищ. Все это позволяло не только сократить стоимость зданий училища на 30 %, но и уменьшить затраты на его содержание.
По этим соображениям комиссией был взят за основу второй проект. После этого комиссия согласовала все сокращения в площадях предполагаемых помещений, на основе чего был разработан новый план зданий, на базе которого была составлена новая смета расходов на строительство. Министр народного просвещения 11 марта 1896 г. выступил в Государственном Совете с представлением об отпуске на устройство промышленного училища в Казани 435 тысяч рублей, а уже 23 мая 1896 г. эта сумма была утверждена [1, л. 12об]. Для координации деятельности по строительству зданий КПУ была создана комиссия, в которую вошли: попечитель КУО В.А. Попов, городской голова С.В. Дьяченко, Казанский губернский инженер Л.К. Хрщанович, крупные представители местной торговли и промышленности И.А. Александров, И.И. Алафузов, Ф.К. Крестовников, П.В. Щетинкин, профессор Казанского университета А.М. Зайцев, а также представители Министерства финансов, Государственного контроля, архитектуры. Проектировал здания училища казанский архитектор К.С. Олешкевич, который впоследствии работал в нем. Торжественная закладка здания была произведена 12 июня 1896 г., а осенью 1899 г. была окончательно закончена постройка всех училищных зданий [1, л. 13].
Возведенное училище состояло из пяти зданий [1, л. 1416; 2, с. 1112; 3, л. 17]. Главным зданием был трехэтажный корпус с полуподвальным этажом, в котором находились центральное отопление и квартиры низших служащих. В здании располагались: актовый зал, 9 классных комнат, 2 чертежных и 1 рисовальный класс, библиотека, помещение педагогического совета, канцелярия, кабинеты директора, инспектора и надзирателей, учительская комната, естественноисторический кабинет, учебный музей, склад готовых изделий, столовая, шинельная, склады для чертежных досок и для пособий по рисованию и клозет (туалет Т.М.). В двухэтажном здании химических лабораторий с подвальным помещением, предназначенным для центрального водяного отопления и вентиляции, помещались: 2 больших залы для качественного и количественного анализов с отдельными весовыми комнатами и сероводородной, физическая и химическая аудитории с комнатами для приготовления опытов, комната для занятий по химии, физический кабинет, фотографическая комната и 2 клозета. Одноэтажное здание технических мастерских состояло из двух комнат для мыловарения, клееварного отделения, паровой и электрической станции, комнаты общих приборов, солевой, содовой мастерской, сульфатной поглотительной башни, помещения гончарной и газового завода, небольшой лаборатории, комнаты руководителя и материальной. В двухэтажном здании механических мастерских расположились столярная и токарная по дереву мастерская, состоящая из 3 комнат и небольшой кладовой, 2 тисочные мастерские, 1 машинная и сборочная, паровичная с паровой машиной при ней, квартиры машиниста и сторожа. В трехэтажном корпусе квартир служащих находились квартиры директора, инспектора, двух надзирателей, письмоводителя и его помощника, заведующего низшим механикотехническим училищем и заведующего техникохимическими мастерскими и электрической станцией всего 8 квартир. Корпус квартир для служащих был построен потому, что без собственного жилого фонда училищу пришлось бы нести непосильное бремя выдачи квартирных денег. Все здания частью соприкасались между собой, частью соединялись коридорами. Кроме этого, имелись 2 кладовые: одна для леса, другая для технических и других материалов, здание служб, где помещались прачечная и погреба. Для технохимических мастерских была воздвигнута кирпичная труба фабричного типа высотой в 15 саженей. Здания были построены в соответствии с новейшими достижениями строительства того времени. 0топление было централизованное водяное, вентиляция подавала подогретый и увлажненный воздух, здания были кирпичными. Построенные специально под промышленное училище, эти здания и помещения позволяли должным образом организовать образовательный процесс.
Целостная государственная политика по созданию и финансированию системы профессиональнотехнического образования позволила в сжатые сроки открыть промышленное училище в Казани и обеспечить его необходимой учебнопроизводственной базой.
СПИС0К ЛИТЕРАТУРЫ
1. Историческое описание Казанского промышленного училища за 1911 г. // Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). ф. 121, оп. 1, д. 607.
2. Краткие сведения о Казанском промышленном училище и условия приема. Казань: Типолит. Императорского Университета, 1907. 25 с.
3. 0тчет о состоянии Казанского промышленного училища за 1907 г. // НАРТ. ф. 121, оп. 1, д. 495.