Нарушение осанки во фронтальной плоскости прежде всего проявляется в виде ассиметричной осанки. Принципиальным отличием ассиметричной осанка от сколиоза является то, что это нестойкое отклонение позвоночника может быть исправлено путем напряжения мышц. Характерным признаком ассиметричной осанки является наклон плечевого пояса вперед. При этом одно плечо выше другого, лопатка на стороне выпуклости ниже, выражена асимметрия треугольников талии, мышц туловища слабо развиты, работоспособность снижена. Рентгенологически у таких людей не определяется никаких торсионных изменений как в положении стоя, так и в положении лежа.
На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды. Профилактика нарушений осанки начинается на первом году его жизни: вред приносит раннее усаживание ребенка и преждевременное обучение ходьбе. В то же время раннее стимулирование к ползанию - весьма полезный способ укрепления мышц шеи и спины. Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретают привычные позы при занятиях с игрушками и рабочее место при чтении и письме.
Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста, в 6-7 лет и в 12-15 лет, особенно резко это наблюдается у детей ослабленных, с плохо развитой мускулатурой. К числу неблагоприятных факторов следует отнести вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях и пр.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку. Такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам, находящимся в полурасслабленном состоянии, что не достигается, если спать на спине или животе. Сон на левом боку затрудняет деятельность сердца. Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка - высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища.
Во
время занятий за столом или партой надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног,
спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук
и ног. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки школьника. Если
ноги не достают до пола, то следует подставлять скамейку, чтобы ноги в тазобедренных
и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул необходимо
так, чтобы вплотную касаться спинки стула: расстояние между грудью и столом
1,5-2 см,
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. При чтении предплечья
должны лежать симметрично на столе, книгу надо держать в наклонном положении.
При слабой мускулатуре ухудшают осанку привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).
В некоторых случаях отрицательно воздействуют на позвоночник физические упражнения, связанные с асимметричными движениями (фехтование, бадминтон и др.), если не вносить поправки в методику занятий за счет общеразвивающих упражнений. В то же время усиленные занятия акробатикой, художественной гимнастикой, борьбой в раннем школьном возрасте вызывает чрезмерную гибкость (подвижность) позвоночника, что также может плохо отразиться на формировании осанки.
Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание ребенка. Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включить в их повседневный режим систематические физические упражнения, спорт, спортивные игры, прогулки на свежем воздухе. Спортивные занятия, спортивные игры, помимо положительного влияния на тренировку мышечной системы, развивают ряд двигательных качеств и обладают высокой эмоциональностью. Эмоционально положительное состояние детей является основным условием для полноценного физического и нервно-психического развития.