Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше и другие) отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Успешное обучение в школе во многом зависит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ребенка. В раннем возрасте фонематический слух выступает как сенсорная основа речевого развития детей. Несомненно, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетаний звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным письмом.
Осознание звуковой стороны речи - специальная задача, без решения которой невозможно полноценное овладение речью и обучение грамоте. В ходе речевого развития это осознание возникает не у всех детей, что вызывает большие сложности при обучении грамоте. Необходимо создать такую систему речевых занятий, где ориентировочная деятельность ребенка будет специально направлена на развитие фонематического восприятия. Эти занятия должны оказать положительное влияние на развитие речи, и следовательно, окажут существенное влияние на последующее обучение ребенка в школе (освоение грамоты), позволят наиболее эффективно исправлять дефекты фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.