Подготовка студентов в современном вузе к инновационной профессиональной деятельности является одной из главных его задач. В качестве условий, обеспечивающих такую подготовку, мы выделяем следующие: 1) мотивация студентов к овладению инновационно-профессиональной деятельностью; 2) развитие творческого потенциала и инновационных способностей студентов; 3) развитие рефлексивного потенциала обучающихся; 4) формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности; 5) овладение опытом инновационной деятельности.
Проблема мотивации учебной деятельности студента рассматривается нами через призму обретения им адекватного личностного смысла будущей профессиональной деятельности. При отсутствии такого смысла профессиональный труд будет лишен элемента личностного саморазвития, креативности и превратится из имеющего самостоятельную личностную ценность лишь в средство заработка. Следовательно, чтобы профессиональная деятельность будущего специалиста была ориентирована на инновационность со всей очевидностью существенное значение имеет мотивационный компонент учебной деятельности студента.
Мотивация к творчеству и инновационной деятельности может рассматриваться в двух планах: 1) с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности; 2) с точки зрения потребности личности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону направленности профессиональной деятельности.
Условием формирования готовности студентов к инновационной профессиональной деятельности является развитие у них творческого потенциала и инновационных способностей.
Известно, что потенциал личности обладает свойствами системного качества (К.К. Платонов). В числе его основных характеристик исследователи (Н.В. Васина, Е.В. Козиевская, В.Н. Толмачев, Б.Н. Хелмицкий и др.) указывают: созидательную направленность профессиональных интересов; потребность в новаторской деятельности; склонность к инновациям; высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта; склонность к формированию ассоциативных связей; развитое воображение; - сильную волевую регуляцию поведения и деятельности; самостоятельность; умение управлять своим состоянием и др.
На личностном уровне все многообразие качественного проявления личности можно рассматривать с позиций выяснения ее инновационности. В целях выявления наиболее характерных черт инновационного типа личности целесообразно провести совмещение представлений о «современной личности», «творческой личности» и «инновационной личности». Такой подход правомерен потому, что модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутивным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности.
Самоопределяясь в отношении инновационного типа личности, на который необходимо ориентироваться в процессе обучения студентов в вузе, мы выделили следующие черты: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций; наличие креативного мышления; способность к поиску новых идей и использованию возможностей их оптимальной реализации; способность к системному, прогностическому подходу к отбору и организации новвоведений; способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитая способность к рефлексии, самоанализу.
Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности, но, на наш взгляд, необходимый и достаточный для обозначения инновационности как типологической характеристики специалиста, готового к инновационной деятельности.
В структуре инновационной деятельности важнейшим и необходимым компонентом является рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад).
В последние годы исследователями (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, И.Н. Семенов, И.Н. Яблоков и др.) разработаны представления о рефлексии как процессе, обеспечивающем продуктивность профессиональной деятельности. В этой связи нередко используется понятие «рефлексивная компетентность» - профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексивных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креативность деятельности.
Формирование и развитие рефлексивных умений в контексте инновационной деятельности прежде всего обеспечивается овладением субъектом учения общенаучными методами познания. При этом углубляется осознание им своей деятельности и ее результатов. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, овладевать, в конечном счете, системным подходом.
Некоторые авторы (В.А.Петровский) при анализе деятельности выделяют два вида рефлексии - ретроспективный и проспективный. Первый ее вид приводит к возникновению активности, направленной на ориентировку в системе условий, ведущих к жизненно значимому эффекту и построению соответствующего образа. Факторами проспективной рефлексии являются динамика переживания потребности в ходе осуществления деятельности и новизна в системе предметных условий.
Поскольку инновационная деятельность носит творческий характер, она со всей очевидностью контролируется разными видами рефлексии.
Рассматривая рефлексивные процессы в контексте подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности, мы считаем возможным ориентировать их на следующие типы рефлексии: интеллектуальную, личностную, кооперативную и коммуникативную рефлексии.
Возникновение новых идей, относящихся непосредственно к предмету профессиональной деятельности, являются результатом интеллектуальной рефлексии. Личностный тип рефлексии связан с переосмыслением собственного образа «Я», ценностей (в том числе профессиональных), самопознанием, т.е. тем, что обычно детерминирует изменение личностно-профессиональной позиции. Кооперативный тип рефлексии связан с пониманием ролевых функций и позициональной организации коллективного взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативная рефлексия играет существенную роль в межличностных отношениях.
На основе такой классификации рефлексивной компетенции в образовательной практике могут использоваться соответствующие технологии ее развития (рефлексивно-инновационный тренинг, групповые практикумы и игромоделирование).
Подготовка студентов к инновационной деятельности невозможна без овладения ими комплексом знаний об инновациях и инновационной деятельности.
В учебных планах вузов присутствуют четыре блока учебных дисциплин: гуманитарный и социально-экономический; общенаучный; общепрофессиональный (дисциплины направления) и специальный, каждый из которых выполняет свойственные только ему функции.
Исходя из того, что содержание профессиональной деятельности многомерно, мы считаем целесообразным включать в учебный план подготовки специалиста специальный курс «Теоретические и практические основы инновационной деятельности», который может изучаться в группе дисциплин по выбору.
Условием подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности является также овладение опытом инновационной деятельности в процессе обучения. Существенную роль в этом играют занятия с включением в них технологии учебного проектирования.
Проектирование как компонент профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности определяется нами следующим образом: это деятельность по созданию субъективно или объективно нового материального или духовного объекта, основанная на взаимосвязи теории и практики, системном подходе к решению проблемы, комплексном представлении таких процессов, как моделирование, прогнозирование, планирование, программирование и т.п.
Характерными особенностями проектного подхода к обучению в вузе мы считаем: обучение будущих специалистов проектированию; построение процесса обучения в соответствии с логикой проектной деятельности; выполнение преподавателем функций тьютора, консультанта, менеджера образовательного процесса; гибкое изменение содержания обучения и его направленности адекватно изменениям квалификационных требований к специалисту; обеспечение индивидуальной траектории обучения специалиста.
Существуют разные классификации выполняемых обучающимися проектов. На наш взгляд, в контексте рассматриваемого вопроса наиболее приемлемой является классификация, основанная на характере доминирующей деятельности: поисковый проект (поисковая деятельность); исследовательский проект (исследовательская деятельность); творческий проект (творческая деятельность); игровой проект (ролевая деятельность); практико-ориентированный проект (прикладная деятельность); ориентировочный проект (ознакомительно-ориентиро-вочная деятельность).