В психологической науке проблема отношения
родителей к детям исследуется достаточно давно, вместе с тем остается ряд
нерешенных вопросов и в их числе - отношение матерей к новорожденным детям в
семьях разной конфигурации (однодетных, двухдетных и многодетных). Целью нашего
исследования стало изучение данного феномена на выборках матерей, родивших
первого, второго, третьего и более ребенка (соответственно, первая, вторая и
третья выборки). Диагностическая процедура осуществлялась индивидуально - в
свободное от процедур и кормления детей время. Был применен опросник «PARi» (Е. Шеффер и Р. Белл, адаптация
Т.В. Нещерет). Первичные данные по шкалам,
характеризующим отношение к ребенку и семейной роли, обработаны с помощью t-критери-ального
и факторного анализа.
Установлено, что, по сравнению с выборкой матерей первого ребенка, в выборке матерей второго ребенка, в большей степени выражен показатель «партнерские отношения» а в выборке матерей третьего и более ребенка - показатели «чрезмерная забота», «создание безопасности», «чрезвычайное вмешательство в мир ребенка», «зависимость от семьи», «безучастность мужа». Интересно, что последний показатель в большей степени выражен в выборке матерей третьего и более ребенка и по сравнению с матерями второго ребенка.
Полученные данные позволяют характеризовать испытуемых второй выборки как способных к установлению с ребенком оптимального эмоционального контакта, что чрезвычайно важно на ранних этапах его развития.
В свою очередь испытуемых третьей выборки отличает излишняя концентрация на ребенке, проявляющаяся в чрезмерной заботе о нем и вмешательстве в его мир, в стремлении установить с ребенком отношения зависимости, обеспечить ему безопасность. При этом имеет место ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о ней, что, на наш взгляд, в определенной степени объясняется безучастностью мужа, его невключенностью в дела семьи.
Обнаруженные различия можно интерпретировать, как отсутствие личного опыта родительского отношения у матерей первого ребенка на фоне его наличия у матерей второго ребенка. Выявленная нами склонность многодетных матерей к излишней концентрации на младшем (в нашем случае - новорожденном) ребенке также не противоречит данным науки и практики.
Далее нами был проведен факторный анализ, который позволил в каждой исследуемой выборке выявить особенности факторной структуры отношения испытуемых к ребенку и своей семейной роли. В выборке матерей первого ребенка наиболее значимыми компонентами данной структуры стали: «стремление ускорить развитие ребенка (в том числе его активности) на фоне зависимости и несамостоятельности матери» и «сверхавторитет родителей»; в выборке матерей второго ребенка, соответственно, «чрезмерная забота о нем на фоне ощущения самопожертвования в роли матери» и «создание безопасности ребенку»; в выборке матерей третьего и более ребенка - «чрезмерная забота о новорожденном на фоне ограниченности интересов женщины рамками семьи и безучастности мужа» и «склонность к излишней строгости на фоне неудовлетворенности ролью хозяйки дома».
Полученные данные позволяют утверждать, что независимо от порядкового номера рождения ребенка, матери принимают его, проявляют усиленную заботу и стремятся оградить от опасности. При этом каждая из них «балансирует» между излишней концентрацией на ребенке и оптимальным эмоциональным контактом с ним. Другой блок проблем связан с отношением женщин к семейной роли. Матери первенцев зависимы от сверхавторитета родителей, матери второго ребенка приносят себя фактом его рождения «в жертву», а матери третьего и более ребенка «погружаются» в дела семьи настолько, что перестают получать позитивные эмоции от роли хозяйки дома. Все испытуемые отметили недостаточную включенность мужа в дела семьи, но в большей степени - многодетные матери. Получены и другие интересные факты, подтверждающие необходимость оказания матерям новорожденных детей соответствующей психологической поддержки.
Данные нашего исследования могут быть использованы в преподавании таких лекционных курсов, как возрастная, детская, семейная психология, а также в преподавании спецкурсов, связанных с взаимоотношениями родителей и детей в семьях разной конфигурации. Они могут быть применены и при разработке программ психологического сопровождения беременных женщин и матерей новорожденных детей, в том числе с учетом порядкового номера рождения ребенка.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а/У