Философско-мировоззренческое изучение общения предусматривает обсуждение множества вопросов. Такие проблемы, как общение и общественные отношения, общение и мышление, общение и деятельность, общение и культура, общение и личность и т.д., прежде чем стать темой научной разработки в рамках социологической, психологической, лингвистической и других социальных дисциплин, проходят необходимую понятийную обработку в рамках философии. Философия интересуется также идеологическими, политическими, этическими и нравственными аспектами общения, однако решающим моментом при изучении сущности является общение в общефилософском плане и при выяснении его общих сторон остаётся направление исследования, связанное с обсуждением темы «общение и деятельность. Принципиальность данного вопроса заключается в том, что его решение непосредственно способствует определению категориального статуса явления общения, построению его «системы категориальных координат», позволяющих сформулировать его собственно-философское толкование, которое в свою очередь могло бы послужить исходной теоретической базой для его дальнейшего феноменологического изучения.
Ряд философов и социологов классифицируют общение как особый вид, «элемент» или «подсистема» деятельности, причём некоторые сторонники этой точки зрения склонны рассматривать общение и коммуникативную деятельность как синонимы, сводя тем самым суть этого социального явления исключительно лишь к выполнению речевой деятельности, к обмену информацией посредством вербальных знаков. Чрезмерное акцентирование информативной функции общения приводит, на наш взгляд, к сужению действия данного явления, слишком одностороннему пониманию его природы. В целостном процессе общения обмен информацией представляет лишь одну из его сторон, поскольку этот процесс происходит в единстве трёх взаимосвязанных аспектов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.