Высшие учебные заведения одни из первых государственных институтов, которые оценили тенденции развития инновационных процессов и их роль и значение в развитие экономики. Многие исследователи указывают на то, что в мировой практике в сфере высшего образования проводится четкое разграничение между учебными заведениями и промышленными предприятиями в процессе коммерциализации технологий [1]. При этом отмечается, что научно-исследовательская деятельность - это прерогатива высших учебных заведений, а инновационная - промышленных предприятий. Между ними существует важнейшее связующее звено - механизм технологического трансфера (т.е. передачи результатов научных исследований от ВУЗов в промышленность для последующей коммерциализации в виде готовых изделий). В России такого четкого разграничения пока не проводится. Более того, утверждается, что инновационной деятельностью высшие учебные заведения начали заниматься еще в 90-х годах XX века и сразу в двух направлениях: во-первых, путем создания технопарков на базе ведущих ВУЗов, и, во-вторых, участия в научно-технических программах и проектах [3].
В настоящее время научно-исследовательская составляющая деятельности высшего учебного заведения рассматривается как часть инновационной. А необходимость ведения инновационной деятельности диктует пересмотр направлений научных исследований и отказ от тех из них, которые никогда не получат коммерческой реализации. Существовавшая раньше концепция управления научно-исследовательской деятельностью ВУЗа, основанная на том, что он может продавать только то, что создали его ученые без учета востребованности рынком этой продукции, полностью себя исчерпала [3].
В сложившихся условиях процесс управления инновационной деятельностью требует особого подхода, который с одной стороны, полностью бы соответствовал реалиям сложившейся ситуации, а с другой - уже зарекомендовал себя как эффективный. И такая концепция существует и носит название Всеобщего Менеджмента Качества (Total Quality Management - TQM). Хотя чаще всего область ее применения сводится к управлению качеством продукции, но она может рассматриваться как новая модель управления организацией [2].
Эта концепция основана на реализации восьми принципов:
- менеджмент процессов;
- ответственность перед обществом;
- ориентация на потребителя;
- ориентация на результат и достижение целей;
- вовлечение, участие и мотивация сотрудников;
- развитие корпоративного сотрудничества;
- постоянное обучение сотрудников, инновации;
- уверенное руководство.
Рассмотрим более подробно, как они могут быть применены в сфере управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения. Выделение из всей деятельности ВУЗа набора процессов, их руководителей, структурных подразделений осуществляющих их, приводит к четкой идентификации границ инновационной деятельности, что является первым шагом на пути управления ею.
В соответствии с существующей ситуацией на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг каждое учебное заведение не может существовать как закрытая система без учета своего внешнего окружения (прежде всего конкурентов), а значит, осуществляя свою деятельность, в том числе и в инновационной сфере следует особое внимание уделить созданию механизмов взаимодействия с ним.
Главный принцип, который выходит на первый план в конкурентной среде - это конечно, ориентация на потребителя. Вся деятельность организации, в том числе и высшего учебного заведения, должна быть основана, прежде всего, на четком понимании того, кто является потребителем услуг, как (с помощью каких процедур и механизмов) можно определить его потребности, что нам покажет (с помощью какой системы показателей?), что они удовлетворены.
Аналогично, можно рассмотреть и как все остальные принципы концепции TQM находят свое применение в области управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения.
Рассмотрев некоторые основные аспекты управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения можно сделать вывод о том, что она, как и любая другая сфера деятельности требует системного виденья, т.е. анализа деятельности ВУЗа как единого комплекса взаимосвязанных и оказывающих друг на друга влияние (очень часто весьма непредсказуемое) структурных элементов.
Поскольку большинство высших учебных заведений в настоящее время заняты развитием и совершенствованием систем менеджмента и культуры качества, то расширение области применения концепции TQM до инновационной деятельности вполне можно считать закономерным шагом на пути развития. В настоящее время большинство высших учебных заведений, имеющих сертификаты соответствия систем менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001:2000, ограничили область его воздействия образовательной деятельностью, но не за горами то время, когда возникнет необходимость ее расширения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кортов С. В. Оценка инновационной активности технического ВУЗа (методические рекомендации). СПб., 2004. - 83 с. - с. 22-23.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: Омега - Л, 2005. - 400 с. - с. 113.
- Филиппов В.М. Образование и инновации // Инновации. - 2003. - № 1.