- автоматизация системы организации работы скорой медицинской помощи с возможностью взаимодействия и преемственности с амбулаторной и госпитальной системами;
- реализация программы «Единая электронная регистратура» для амбулаторно-поликли-нического звена с автоматизацией основных процессов медицинской деятельности, а также информационное взаимодействие с системами госпитальной и неотложной (скорой) помощи;
- автоматизация рабочих мест специалистов амбулаторно-поликлинической сети с объединением их в единую сеть на территории города, включающую параклинические службы (лабораторию, лучевую диагностику, функциональную диагностику и т. д.);
- создание электронной карты пациента;
- информатизация госпитальной системы во взаимодействии с системами амбулаторной и неотложной (скорой) помощи.
Закончены работы по переводу аналоговых систем связи 03 в цифровую систему на основе современной цифровой АТС, что позволило полностью централизовать вызовы 03 во всех 10 районах города. Все (150) машины скорой помощи в Новосибирске включены в систему навигации (ГЛОНАСС-GPS). Модернизация амбулаторно-поликлинической системы с внедрением общегородской системы «Единая регистратура» в настоящее время проводится в Новосибирске. В составе «Единой регистратуры» функционирует центр обработки вызовов с единым городским номером и системой записи переговоров, идет процесс запуска в эксплуатацию технологий самозаписи через информационные терминалы (как собственные муниципальные, так и терминалы по приему коммунальных и прочих платежей; в дальнейшем рассматривается возможность использования и банковских терминалов), а также технологий записи к врачу посредством сети Интернет. Создан и функционирует единый медицинский портал города, где отрабатываются новые технологии медицинской статистики, собрана законодательная база отрасли, система приказов и указаний муниципального и областного уровня здравоохранения, введена система планирования работы отрасли. Однако, на уровне муниципального здравоохранения, необходимо признать следующее - невозможно одновременно обеспечить финансовыми и материальными ресурсами все стационары города, нет унифицированной МИС, медицинский персонал не подготовлен к внедрению информационных технологий в медицинскую практику стационара. На наш взгляд наиболее перспективным решением этой проблемы является поэтапное горизонтальное внедрение IT технологии:
- создание муниципальной инфраструктуры здравоохранения (корпоративной сети стационаров, поликлиник и станции «скорой помощи»);
- координация действий городской службы госпитализации и приёмных покоев, отделов статистики;
- поэтапное создание локальных сетей ЛПУ;
- внедрение унифицированной МИС;
- организация стационарных рабочих мест для медицинского персонала (по технологии «тонкий клиент»);
- организация образовательных курсов по «Медицинской информатике».
Консолидирующим звеном на этом этапе станет «Единый центр обработки медицинской информации». Именно через него пойдут все информационные потоки от поликлиник и станции «Скорой помощи» к стационарам и обратно. Подобная схема IT-технологии - от первичного звена, служба скорой медицинской помощи, к муниципальным ЛПУ, в России применяется впервые и, следуя вышеизложенным принципам, с 2009 года мэрия г. Новосибирска осуществляет планомерную работу по внедрению информационных технологий в деятельность муниципальных учреждений здравоохранения города.
Таким образом, внедрение в деятельность отрасли здравоохранение современного информационного обеспечения и продуманный технологический подход к управлению деятельностью муниципальных учреждений здравоохранения открывает новые возможности для принятия эффективных управленческих решений, стратегического и текущего планирования развития городского здравоохранения в целом и медицинских учреждений в отдельности.