Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Chernyaev A.A.
Развитие научного потенциала высшей школы в основном связано с наукоёмкими технологиями физического воспитания и спортивной тренировки. Так как они предполагают активное использование новейших достижений науки в практике физического воспитания, при подготовке спортсменов, в том числе и при многолетней подготовке спортивного резерва.

Вот поэтому в современном спорте приоритетными являются те научно-технологические разработки и решения, которые позволяют осуществлять непрерывный контроль за состоянием организма спортсмена в процессе тренировки, в автоматических режимах анализировать весь объем приходящей и ранее полученной информации и оперативно корректировать содержание, объем, интенсивность и форму предложения тренирующих воздействий.

Тренировочная деятельность спортсменок, специализирующихся в барьерном беге на 100 м, на этапе спортивного совершенствования характеризуется существенным увеличением объема и интенсивности тренировочной нагрузки с преобладанием упражнений беговой, прыжковой и силовой направленности. Поэтому основная нагрузка приходится на мышцы нижних конечностей и туловища.

С ростом технического мастерства спортсменок наблюдается тенденция увеличения локальных перегрузок опорно-двигательного аппарата (ОДА), что ведет к нарушению кровообращения и питания мышц, и, как следствие, ухудшению их метаболизма, что отражается на интенсивности протекания восстановительных процессов. Это приводит к повышению тонуса мышц, их болезненности, к ограничению подвижности в суставах. Следствием этого является развитие функциональных и органических расстройств ОДА, увеличение травматизма, снижение спортивной результативности и преждевре-менное прекращение спортивной деятельности, что подтверждается данными ряда специальных исследований, проведенных в этом направлении (2, 3 и др.).

С учетом этого ученые и специалисты рекомендуют уделять пристальное внимание профилактике функциональных расстройств, заболеваний и травм ОДА, возникающих при воздействии чрезмерных физических нагрузок (3, 6, и др.). К наиболее распространенным и эффективным способам решения этой задачи относится систематическое применение различных восстановительных средств (9, 10).

Наряду с направленностью на предупреждение функциональных нарушений в состоянии ОДА, другим не менее значимым аспектом проблемы применения восстановительных средств является  ускорение восстановительных процессов как необходимое условие эффективного использования все возрастающих тренировочных нагрузок (8, 9).

Специалисты приходят к заключению, что проблема восстановления функционального состояния ОДА бегуний на этапе спортивного совершенствования становится такой же значимой, как и вопросы программирования и организации тренировочных воздействий.

Поэтому рациональное управление восстановительными процессами, направленными на восстановление специальной работоспособности и профилактику функциональных нарушений в состоянии ОДА приводит к повышению эффективности, как отдельного тренировочного занятия, так и всей системы тренировки спортсменов (4).

Отмечается,  что  средства  восстановления   или  их   комплексы  должны применяться  с учетом показателей,  объективно   и   надёжно   отражающих характер и степень утомления (9).

Одним из наиболее популярных и эффективных средств восстановления является баромассаж, выполненный с помощью барокамеры им. Кравченко (7).

Включенный в тренировочный процесс бегуний на 100 м. с барьерами, баромассаж в качестве восстановительного средства ОДА, должен дать положительный результат, о чем свидетельствуют как результаты наших исследований, так и данные литературы (1, 5 и др.). Можно также предположить, что эффективность его еще более возрастет при сочетании с дифференцированным двигательным режимом (ДДР).

Цель: оценить эффективность влияния баромассажа в сочетании с ДДР на результативность и функциональные показатели ОДА барьеристок за мезоцикл 

Методика исследования. Для проведения исследования мы использовали баромассаж с режимом, разработанный Ю.П. Денисенко (1986). Суть режима: трижды последовательно создавалась декомпрессия, равная высоте 800 м, 1200 м и 1700 м по шкале альтиметра, с экспозицией 60 сек, после первого и второго подъема в камере на 15 сек. создавалась компрессия в 0,10 - 0,15 атм. После 3-го подъема компрессия не создавалась.

В своей работе мы использовали ДДР, под которым понимается комплекс специальных упражнений, способствующих устранению локальных перегрузок определенных групп мышц. У бегуний на 100 м с барьерами основная нагрузка приходится на мышцы поясничного отдела позвоночника, бедра и голени, которые испытывают перегрузки (2, 3). Поэтому спортсменкам данной специализации назначался комплекс упражнений разработанный нами. Эти упражнения направлены на укрепление мышечного корсета нижней части позвоночника и развитие силы групп мышц передней и задней поверхности бедра и голени. Они также направлены на растягивание и релаксацию данных мышц в динамическом режиме для устранения обменных нарушений и снятия мышечной гипертонии и, в первую очередь, нормализации кровоснабжения и трофики мышц (7), так как эти мышцы находятся в состоянии длительного тонического напряжения.

В ходе исследования оценивалась динамика специальной работоспособности барьеристок по уровню развития физических качеств (быстрота, специальная выносливость, скоростно-силовые показатели и подвижность в нижних конечностях).

У спортсменок также определяли в динамике показатели, характеризующие функциональное состояние ОДА. Такие как тонус мышц бедра, голени и ипсилатеральное напряжение многораздельной мышцы поясничного отдела позвоночника; подвижность поясничного отдела позвоночника и подвижность ноги в тазобедренном и голеностопном суставах в сагиттальной плоскости; реография голени.

Планируя применение данных средств восстановления в тренировочном процессе бегуний на 100 м с барьерами, мы провели специальное исследование по оценке эффективности баромассажа в сочетании с СДР при включении их в один из мезоциклов, состоящих из четырех недель. 15 спортсменок, принявших участие, были разделены на две группы. Спортсменки первой группы использовали баромассаж один раз в неделю в сочетании с СДР, включенным в тренировочный процесс. Спортсменки 2 группы восстановительных средств не получали и служили в качестве контроля.

Результаты исследования. Показатели, характеризующие состояние ОДА в сторону их улучшения в течении тренировочного мезоцикла наиболее выражены у спортсменок 1 группы, у спортсменок 2 группы эти показатели или незначительно улучшились, или оставались без изменения, или даже ухудшились. Однако, динамика со стороны изучаемых показателей у спортсменок 1 группы была неодинаковой. Так, суммарная подвижность поясничного отдела позвоночника в сагиттальной плоскости увеличилась за мезоцикл у спортсменок 1 группы на 8,1+0,4 мм (Р < 0,05) за счет увеличения наклона вперед на 4,5+0,1 мм (Р < 0,05) и назад на 3,6+0,1 мм (Р > 0,05). У спортсменок 2 группы суммарная подвижность позвоночника практически не изменилась, приобретя даже тенденцию к ограничению разгибания (табл. 1).

Подвижность правой ноги в тазобедренном суставе у спортсменок 1 группы увеличилась на 4,6+0,3 град. (Р<0,05) и на другой 4,5+0,4 град. (Р<0,05). У спортсменок 2 группы наметилась тенденция к ограничению подвижности в тазобедренных суставах: справа на 0,8+0,2 град. (Р > 0,05), слева - на 0,9+0,2 град. (Р > 0,05).

Подвижность стопы в голеностопном суставе также заметно менялась в течении мезоцикла. Так, суммарная подвижность (сгибание + разгибание) правого голеностопного сустава у спортсменок 1 группы увеличилась на 4,8+0,3 град. (Р < 0,02) практически равномерно за счет увеличения разгибания на 2,2+0,2 град. (Р < 0,05) и сгибания на 2,6+0,1 град. (Р < 0,05). У спортсменок 2 группы эти же показатели правой стопы приобрели тенденцию к уменьшению. Суммарная подвижность уменьшилась на 0,9+0,08 град. (Р > 0,05), за счёт ограничения как разгибания на 0,6+0,07 град. (Р > 0,05), так и сгибания на 0,3+0,06 град. (Р > 0,05). Аналогичным образом менялась подвижность левого голеностопного сустава у спортсменок соответствующих групп.

Амплитуда тонуса прямой мышцы правого бедра у спортсменок 1 группы увеличилась за мезоцикл на 0,28+0,05 отн.ед. (Р< 0,01), спортсменок 2 группы на 0,11+0,02 отн.ед. (Р>0,05). Амплитуда тонуса двуглавой мышцы того же бедра возросла у спортсменок 1 группы на 0,35+0,04 отн.ед. (Р < 0,01), а амплитуда тонуса икроножной мышцы правой голени увеличилась соответственно на 0,38+0,03 отн.ед. (Р < 0,01). У спортсменок 2 группы амплитуда тонуса указанных мышц достоверно не менялась, отмечалась лишь незначительная тенденция к увеличению (статистически недостоверно) соответственно на 0,09+0,02 отн.ед. (Р > 0,05) и 0,09+0,02 отн.ед. (Р > 0,05). Аналогичные изменения амплитуды тонуса указанных мышц наблюдались и на левой конечности.

Анализируя амплитуду тонуса мышц можно заметить, что наиболее заметное увеличение наблюдалось у спортсменок 1 группы применявших восстановительные средства (статистически достоверно). Это свидетельствует об улучшении функционального состояния мышц. У спортсменок 2 группы если и наблюдалось незначительное увеличение амплитуды тонуса мышц, то это происходило либо за счет уменьшения тонуса мышц в расслабленном состоянии (икроножная мышца), либо за счёт небольшого увеличения напряжения мышц. Стабилизация амплитуды тонуса исследуемых мышц, свидетельствует, по-видимому, об отсутствии роста функциональных возможностей нижних конечностей.

Динамика реографических показателей свидетельствует, что средства восстановления заметно улучшают кровоснабжение, за счет снижения тонуса и напряжения стенок сосудов, а также повышения тонуса сосудов небольшого диаметра. Так, крутизна наклона систолической волны после применения восстановительных средств увеличилась в среднем у спортсменок 1 группы на 4,9+0,7 град. (Р < 0,05), а у спортсменок 2 группы, не использовавших специальные восстановительные средства всего на 1,5+0,3 град. (Р > 0,05). Реографический индекс также характеризующий тонус крупных сосудов, у всех спортсменок приобрел тенденцию к увеличению, но не в одинаковой степени. У спортсменок 1 группы - 0,33+0,13 отн.ед. (Р>0,05), а у спортсменок 2 группы лишь на 0,10+0,06 отн.ед. (Р>0,05). Снижение тонуса крупных сосудов у спортсменок в процессе тренировочных занятий свидетельствует об адаптации системы кровообращения к повышенным потребностям тканей в крови.

О тонусе средних и мелких сосудов судили по дикротическому индексу. Он увеличился у спортсменок 1 группы на 12,5+0,6% (Р < 0,05), а у спортсменок 2 группы только на 4,0+0,8% (Р > 0,05).Показатель эластичности сосудистой стенки, т.е. модуль упругости, в ходе эксперимента снизился у спортсменок 1 группы на 4,4+0,6% (Р < 0,05), у спортсменок 2 группы, не использовавших восстановительные средства, на 2,3±0,6% (Р > 0,05).

Результаты исследований о влиянии баромассажа на физические качества бегуний на 100 м с барьерами показали, что у всех бегуний за период  эксперимента улучшились, как результаты в беге на основной дистанции, так и результаты тестов, но не в одинаковой степени.

Так, результаты в беге на 100 м с барьерами улучшились у спортсменок 1 группы на 0,16+0,08 сек. (Р > 0,05), у спортсменок 2 группы на 0,06+0,09 сек. (Р > 0,05), а в беге на 300 м соответственно на 2,84+0,21 сек. (Р < 0,05) и на 1,61+0,09 сек. (Р > 0,05). Время пробегания 30 м с хода у спортсменок 1 группы уменьшилось на 0,12+0,01 сек. (Р > 0,05) и у спортсменок 2 группы на 0,04+0,01 сек. (Р > 0,05). В десятикратном прыжке с места прирост результата у спортсменок 1 группы составил 62,3+4,4 см (Р < 0,05), у спортсменок 2 группы 42,3+6,1 см (Р > 0,05). Результаты в метании ядра улучшились соответственно на 56,2+6,6 см (Р < 0,05) и на 23,7+3,2 см (Р > 0,05).

Вывод. Из всего выше сказанного можно констатировать, что использование в течении мезоцикла (4 недели) восстановительных средств, предложенных нами, улучшают функциональное состояние ОДА бегуний на 100 м с барьерами за счёт улучшения кровоснабжения нижних конечностей,  подвижности  и тонуса.

Также существенно, в 1,5-2,5 раза улучшались результаты в контрольных упражнениях по сравнению со спортсменками, не использовавшими эти восстановительные средства в процессе тренировки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аванесов Б.У. Применение локального отрицательного давления в подготовке спортсменов. - М.: СпортАкадПрес, 2001. - 84 с.
  2. Башкиров В.Ф., Щукин А., Сафонов В. и др. Травмы у легкоатлетов // Лёгкая атлетика. - 1987. - №3. - С. 26.
  3. Воробьев Г.П. Повреждение и заболевание опорно-двигательного аппарата легкоатлетов, связанные с проявлением функциональной неполноценности стопы: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1978. - 28 с.
  4. Голец В.И. Комплексное использование физических средств восстановления с целью управления параметрами тренировочных и соревновательных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Киев, КГИФК, 1981. - С. 24.
  5. Длигач Д.Л., Иоффе Л.А. Локальная декомпрессия и работоспособность. - М.: Прогресс, 1982. - С. 14-83.
  6. Дубилеи И.В., Уразаева З.В. Восстановление функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата у   спортсменов   Казань: КГУ, - 1989. - 125 с.
  7. Кочаев. С.В. Особенности применения специальных упражнений в скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов.- М.:ВНИИФК, 1882. - 33 с.
  8. Луговцев В.П. Восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса //Оптимизация тренировочного процесса в спорте и двигательных режимов в массовой физ. культуре и клинике. - Челябинск, - 1987. - С. 41-42.
  9. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М: СпортАкадемПресс, 2000. - 204 с.
  10. Павлов С.Е., Павлова М.В., Кузнецова Т.Н. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты //Теория и практика физ. культуры.- 2000.- №1.- С. 23-26.