Для диагностики внепищеводных, в том числе и бронхолегочных проявлений ГЭРБ разработано множество алгоритмов, основой которых является пробное лечение заболевания при помощи антисекреторных лекарственных средств (ЛС). При этом предпочтение отдается препаратам из группы ингибиторов протонной помпы (ИПП). К примеру, могут использоваться пробы с пероральным применением рабепразола, нексиума и др. ИПП подавляя желудочную секрецию уменьшают содержание агрессивных веществ (соляной кислоты и пепсина) в желудке, соответственно снижается и их раздражающее влияние на слизистую оболочку (СО) пищевода, что закономерно приводит к уменьшению или исчезновению дыхательных проявлений (Cremonini F., Wise J., Moayyedi P., Talley N.J., 2005; Трухманов А.С., 2008). Если достигается положительный результат, то связь дыхательных проявлений с ГЭРБ считается доказанной.
Учитывая роль ГЭР в развитии хронического воспаления в бронхиальной стенке, приводящей к бронхиальной гиперреактивности (БГР), на первом месте в лечении сочетанной патологии является проведение антирефлюксной терапии. При этом лечение ГЭРБ включает три этапа: изменение образа жизни (первый этап), медикаментозную (второй этап) и поддерживающую терапию (третий этап). Само по себе изменение образа жизни может существенно снизить проявления ГЭРБ и в некоторых случаях добиться длительной ремиссии. Если изменение образа жизни не достаточно эффективно на втором этапе подключается медикаментозная терапия, проведение которой значительно снижает, а в некоторых случаях и полностью ликвидирует дыхательные проявления заболевания.
Медикаментозная терапия включает в себя традиционно: антисекреторные препараты, а при необходимости прокинетики, антациды или гастроцитопротекторы. Из антисекреторных ЛС, препаратами выбора являются ИПП, которые относятся к «золотому стандарту лечения» ГЭРБ. У больных с рефлюкс-индуцированной бронхиальной астмой их назначение значительно улучшает показатели бронхиальной проходимости и качество жизни. При этом предпочтение отдается рабепразолу и эзомепразолу. ИПП позволяют купировать как проявления ГЭРБ, так и его дыхательные симптомы (кашель, удушье, дискомфорт в грудной клетке). Эзомепразол, является первым ингибитор протонного насоса, разработанного как изомер. При попадании в организм эзомепразол, пройдя процесс метаболизма в печени, разносится током крови по организму, доходя до протонного насоса париетальных клеток желудка, где он и оказывает свое фармакологическое действие (278). По клинической эффективности эзомепразол превосходит все остальные ИПП (Кардашева C., Лапина Т., 2009). При ГЭРБ эзомепразол и рабепразол обладают более выраженным влиянием на рН и репаративные процессы в СО пищевода (Маев И.В., Гончаренко А.Ю., Кучерявый Ю.А., 2007; Сереброва С.Ю., 2009; Dickman R., Emmons S., Cuit H. et al., 2005; Fennerty M., Johanson J., Hwang C. et al., 2005). Положительное влияние антирефлюксной терапии на течение дыхательных проявлений позволяет четко связать патогенетическую роль ГЭРБ в их развитии.
Третий этап лечения, это поддерживающая терапия ИПП, проводящаяся в половинной суточной дозе этих препаратов ежедневно или через день. При полной отмене ЛС, приемлема тактика терапии «по требованию». При коррекции ацидизма у больных ГЭРБ «по требованию» эффективность эзомепразола в отношении качества жизни больных выше, чем у рабепразола, что, вероятно, связано с более коротким латентным периодом (Сереброва С.Ю., 2009). При неэффективности вышеуказанных методов лечения, а также при кровотечениях, пептических стриктурах пищевода и пищеводе Баррета показано хирургическое лечение.
В лечении дыхательных проявлений ГЭРБ (кашель, дискомфорт в грудной клетке, приступы удушья и др.) используют несколько классов препаратов, которые значительно влияют на реактивность бронхов. При этом необходимо четко выделять препараты, изменяющие реактивность, и препараты, которые непосредственно расширяют бронхи, т.е. вызывают бронходилатацию.
К бронходилататорам относятся: ингаляционные бета-2-агонисты, ингаляционные М-холиноблокаторы и ксантиновые производные. Известно, что пролонгированные бета-2-агонисты и М-холиноблокаторы помимо дилатации бронхов, приводят к достоверному снижению БГР у больных БА (Ing AJ, Ngu MC, Breslin AB., 1992; 1994). В особенности способностью достоверно снижать БГР, обладают пролонгированные бета-2-агонисты из группы сальметерола, что объясняется их сильно выраженным стабилизирующим действием на тучные клетки и способностью полностью подавлять раннюю и позднюю астматические реакции после аллергенной провокации (Irwin RS, Rosen MJ, Braman SS., 1977).
У больных с ГЭРБ, для лечения дыхательных проявлений, желательно назначать антиастматические препараты в ингаляционной форме и при этом резко ограничить пероральный прием ксантинов, М-холиноблокаторов и симпатомиметиков, которые, как известно, приводят к нарушению моторики эзофагогастродуоденальной зоны. Прием кортикостероидов, тоже предпочтителен в ингаляционной форме, так как известно, что оральные формы стероидов приводят к поражению СО желудка, развитию стероидно-индуцированного гастрита, стероидных язв, нарушению моторики эзофагогастродуоденальной зоны и как следствие этого - более тяжелому течению ГЭРБ.
К ЛС, непосредственно изменяющим реактивность бронхов относятся препараты обладающие противовоспалительной активностью, т.е. уменьшающие воспаление в бронхиальной стенке и соответственно - БГР. К группам препаратов обладающих противовоспалительной активностью относятся: кортикостероиды (системные и ингаляционные), кромоны (интал, тайлед) и антагонисты лейкотриеновых рецепторов (сингуляр, акколат).
Наиболее эффективными ЛС, обладающими противовоспалительной активностью и значительно снижающими БГР являются кортикостероиды, несколько меньшей противовоспалительной активностью обладают кромоны и антагонисты лейкотриеновых рецепторов.
Кромоны снижают БГР, оказывая непрямую блокаду проникновения ионов кальция в клетку, подавляя высвобождения медиаторов воспаления (гистамин, лейкотриены и др.) из тучных клеток и хемотаксиса эозинофилов, нейтрофилов, моноцитов, рефлексов с нейронов легких и высвобождения сенсорных нейропептидов. Кромоны предотвращают развитие как ранней, так и поздней фазы аллергической реакции, снижают БГР, что связано с ингибированием высвобождения медиаторов аллергии из клеток - мишеней. Кроме того, они действуют на рецепторы бронхов, повышая при этом чувствительность и концентрацию бета-адренорецепторов. Кромоны блокируют рефлекторную бронхоконстрикцию через ингибирование активности С-волокон чувствительных окончаний блуждающего нерва в бронхах. Как известно, стимуляция нервных С-волокон приводит к высвобождению субстанцию Р и других нейрокининов, которые как известно являются медиаторами нейрогенного воспаления и обладает выраженным бронхоконстриктивным действием. Таким образом, профилактическое использование кромонов угнетает бронхоспазм, вызванный стимуляцией нервных С-волокон (Чучалин А.Г., 2004).
Наиболее эффективным препаратом из этой группы является тайлед (недокромил натрия), который способен подавлять активацию и высвобождение медиаторов аллергии из иммунокомпетентных клеток (эозинофилов, тучных клеток, базофилов, макрофагов, тромбоцитов). Тайлед тормозит IgE-зависимую секрецию гистамина и простагландина D2 из тучных клеток, предотвращает миграцию эозинофилов из сосудистого русла и ингибирует их активность, восстанавливает функциональную активность реснитчатых клеток, блокирует высвобождение эозинофильного катионного белка (Чучалин А.Г., 2004). Указанные фармакологические эффекты тайледа предполагают его непосредственное влияние на снижение БГР, в том числе и у больных с ГЭРБ.