Необходимость формирования информационной культуры будущих специалистов предъявляет новые требования к педагогам системы высшего образования. В условиях перехода к информационному обществу повышается требования к профессиональной подготовке преподавателей - участников образовательного процесса, в особенности, к уровню их информационной компетентности, которые должны осуществлять подготовку будущего специалиста в условиях комплексного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс вуза.
Под ИКТ - компетентностью будущего специалиста понимается способность: к реализации возможностей ИКТ для решения задач профессиональной деятельности; к предвидению последствий информационной деятельности; к информационному взаимодействию. ИКТ - компетентность и образование в настоящее время все более идентифицируются как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение личностного статуса и профессиональной компетентности человека.
ИКТ-компетентность необходима для того, чтобы ее использовать в практической деятельности с полученными знаниями, умениями и навыками в области информационных и коммуникационных технологий, и в тоже время является критерием профессиональной пригодности, причем как для обучаемого, для которого освоение ИКТ является залогом его будущего трудоустройства.
В информационной культуре специалиста можно выделить два структурных уровня: содержательный и функциональный.
Содержательный уровень включает информированность человека о явлениях, знание источников информации, включение своего сознания наиболее значимых идей в обществе и, конечно, профессиональные знания. Он определяется набором преподаваемых в вузе дисциплин. Утверждается системный подход к определению изучаемых дисциплин, суть которого заключается в выделении блоков, выполняющих четко обозначенные задачи, и в установлении интегративных связей между ними. Рациональное соотношение блоков позволяет гармонично сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной.
Попытки обозначить для специалистов ориентиры на систематический и осознанный поиск нового знания заставляет со всей серьезностью обратиться к проблеме формирования функционального уровня информационной культуры.
Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование следующих умений, необходимых будущему специалисту: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути поиска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нужные; умение рационально использовать полученную информацию, формулировать свои информационные потребности и адекватно определять информационные возможности. Формирование этих и других умений и навыков сократит затраты времени, повысит оперативность, точность и полноту получения информации и знаний, что значительно повысит качественный уровень подготовки специалистов.
Для того, чтобы будущий специалист овладел ИКТ - компетентностью, при помощи которой достиг совершенства в различных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработки любого вида, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании был разработаны новые курсы для обучения студентов специальностей «Информационные системы» и «Вычислительная техника и ПО». Особенностью предложенных курсов было внедрение в учебный процесс систем междисциплинарных задач, использованных в обучении программированию. Эти курсы был направлены на то, чтобы молодой специалист умел успешно решать профессиональные проблемы, т.к. специалисты, которые будут использовать в образовательном процессе весь арсенал средств ИКТ, должны, прежде всего, обладать необходимым уровнем фундаментальной подготовки в области информатики.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры студентов становится определяющим фактором их будущей профессиональной деятельности.