Объектно-ориентированный подход [1] основан на концепции объекта. Объект это некая информационная модель в данной предметной области. Одно из определений, отличающих и расширяющих понятие объект от понятия модели это объект - совокупность данных и методов. Для объекта также характерно наличие и применение классов. Таким образом, объектный подход задает отношения меду объектами, а перенос его в сферу визуального моделирования задает отношения между визуальными моделями.
Объектно-ориентированный анализ при визуальном го моделировании выполняется на трех уровнях: концептуальном, идентификационном и реализации. На концептуальном уровне "выявляются основные концепции которые должна решать визуальная модель. На уровне идентификации визуальная модель определяется как информационная модель [2] «идентифицируемая, информационно определенная» На уровне реализации создается собственно модель с использование ООА. Это означает, что модель строится не как автономное средство, а с учетом применяемых данных и методов использования модели.
Необходимо разделять понятие базовой и специальной (сложной) моделей. На концептуальном уровне набор из нескольких визуальных базовых моделей применяется для создания интегрального образа необходимой специальной модели.
Объектно-ориентированная технология построения визуальной модели использует следующие основные принципы: абстрагирование, инкапсуляция, модульность, иерархичность, типизация, параллелизм и сохраняемость [1]. Две важные части объектно-ориентированного построения визуальных моделей
- объектно-ориентированная декомпозиция (OO Decomposition- OOD)
- объектно-ориентированное представление (OO Presentation - OOP), отражающие логическую (классы и объекты) и физическую (модули и процессы) структуру визуальной модели, а также ее статические и динамические аспекты.
Использование классов дает возможность использовать классы, которые образуют иерархию наследования ("is а").
Соотношение между ООA, ООР и следующее
ООА = OOD + ООР
На результатах ООА формируются визуальные модели, которые основываются на OOD и OOP. OOD обеспечивает внутреннюю структурную согласованность на уровне единиц класса, OOP задает внешнюю согласованность на уровне классов
Таким образом, объектно-ориентированный подход логически приводит к объектно-ориентированной декомпозиции. В результате такой декомпозиции получают базовые визуальные модели, которые обладают свойством внутренней (OOD) и внешней (OOP) согласованности и образуют совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов общей системы.
Результатом объектно-ориентированного подхода является объектная модель. Она имеет четыре главных элемента: абстрагирование; инкапсуляция; модульность; иерархия. Эти элементы являются главными, поскольку без любого из них модель не будет целостной, то есть объектно-ориентированной. Кроме главных, имеются еще три дополнительных элемента: типизация; параллелизм; сохраняемость. Называя их дополнительными, имеют в виду, что они полезны в визуальной объектной модели, но не обязательны, так как не нарушают целостность.
Используя метод встречных потоков для построения визуально модели применяют оппозиционные корреляты такие как абстракция-детализация, обобщение - типизация, классификация - экземпляция, прямая связь - обратная связь, внутренняя связь - внешняя связь, декомпозиция - композиция, инкрементная модель - декрементная модель, интегральная оценка - дифференциальная оценка, цепное задание- параллельное задание. Таким образом, объектно-ориентированный подход является эффективным средством повышения надежности визуальных моделей
ООА решает еще одну важную задачу построение пиктографического и идеографического языка.
Принципиальное отличие знаков пиктографии - пиктограмм - от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке; пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений
Идеограмма, в отличие от пиктограммы, может обозначать не только изображённое понятие, но и косвенно связанные с ним понятия (например, изображение дискеты во многих программах-редакторах обозначает сохранение файла (вовсе не обязательно на дискету), а изображение двух компьютеров в системном лотке обозначает сетевое подключение). Кроме того, идеограммы в совокупности являются частью системы и направлены на достижение общей цели.
Объектно-ориентированный подход позволяет реализовать оба языка. При использовании только отношений или слабой связанности базовых визуальных моделей приходим к пиктрографическому языку. При использовании сильной связи отнесении базовых визуальных моделей к классам приходим к идеографическому языку.
Таким образом, в целом объектно-ориентированный подход в сочетании с методов встречных потоков обеспечивает не только внутреннюю и внешнюю согласованность визуальных моделей, но и позволяет решать задачи создания визуальных языков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Иан Грэхем Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика = Object-Oriented Methods: Principles & Practice. - 3-е изд. - М.: «Вильямс», 2004.
- Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика: Учебно-методическое пособие: В 2-х частях: Часть.1 / Под общ.ред. А.Н. Тихонова- М.: МАКС Пресс. 2008.