Клиническое мышление в наиболее общем виде можно представить в виде решения следующих основных задач:
- Анализ результатов обследования больного и выявление клинических симптомов.
- Вербально-текстовая формализация обнаруженных признаков для медицинской документации.
- Поиск патогенетических связей между симптомами и объединение их в синдромы.
- Проведение процедуры дифференциальной диагностики выявленных синдромов и установление соответствия их тем или иным нозологическим формам.
- Планирование необходимых дополнительных методов исследования для уточнения клинической картины и назначение лечения.
Основным методом обучения клиническому мышлению является непосредственная работа у постели больного. Оптимизировать и интенсифицировать этот процесс возможно с помощью информационных технологий. Предложенная нами клиническая реляционная база данных симптомов, синдромов и нозологических форм позволяет реализовывать указанную задачу. В базе данных хранится информация о симптомах, синдромах, нозологических формах в виде вербально-текстовых шаблонов, пригодных для описания признаков болезней и помещения их в медицинскую документацию. Реализованные в этом наравлении алгоритмы и модели способствуют обучению описания симптомов в общепринятых стереотипных шаблонах и контролю полученных навыков.
Наличие в базе данных видео, аудио и анимационной информации позволяет реализовывать модели и алгоритмы, направленные на развитие и контроль навыков по выявлению элементарных признаков болезней - симптомов и их вербальной формализации.
В предложенной нами структуре клинической базы данных все элементы связаны друг с другом в единую реляционную систему. Реляционные связи соответствуют логике клинического мышления, что позволяет легко реализовывать различные модели и алгоритмы медицинской диагностики по выявлению патогенетических связей между симптомами, объединению их в синдромы и нозологические формы.
Наличие справочной информации в базе данных позволяет оптимизировать процесс поиска сведений, обучения и контроля решения задач дифференциальной диагностики, назначения дополнительных методов обследования и лечения больных.
Таким образом, клиническая база данных симптомов, синдромов и нозологических форм, содержащая многостороннюю информацию о заболеваниях, а так же структурированная в соответствии с логикой клинического мышления, открывает широкие дидактические возможности для создания обучающих алгоритмов и моделей, направленных на интенсификацию и оптимизацию освоения знаний и умений клинического мышления, необходимых студентам медицинских ВУЗов и практикующим врачам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Перепелица А.П., Чернов С.М., Макович С.Ф. Принципы создания медицинской функционально-аналитической системы // Материалы 1-го российского научного форума «МедКомТех-2003». - М., «Авиаиздат»,2003. - С.211-216.
- Прокопчук Ю.А. Введение в проблематику баз данных и знаний. Конспект лекций - Днепропетровск: ИПК ИнКомЦентра УГХТУ, 2003. 185с.
- Кузьминов О.М., Шлокин А.Н. База данных клинических симптомов для медицинских информационных систем // Труды VI международной научно-технической конференции «Компьютерное моделирование 2005». - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2005. - С.431-434
- Кузьминов О.М. Структура и задачи клинической информационной системы «Симптомы, синдромы, нозологические формы» // Научно-методический журнал Клин. информат. и Телемед. - Харьков: УАКМ, 2005. Т.2, №1.С.120