В связи с этим необходимо предъявить следующие требования к модели профильного обучения как целостной концептуальной системе:
- выделение в качестве системообразующего фактора развитие высокого уровня образовательных потребностей с целью оптимального профессионального самоопределения личности ученика;
- обеспечение преемственности в содержании предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев, учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов, а также развитие социального и профессионального самоопределения личности;
- создание целостной образовательной среды, ориентированной на профессиональное самоопределение личности учащихся.
Приоритеты в развитии ключевых компетенций (интеллектуальной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностного самосовершенствования) определяются с учетом профиля обучения в школе.
Структура этих компетенций, в которой выделяются знания, умения, навыки, ценностные ориентиры, мотивы деятельности и способы деятельности, раскрывает основные направления формирования образовательной среды школы, ориентированной на их развитие. Первый шаг в создании такой среды заключается в выявлении возможностей каждой учебной дисциплины и путей их реализации в формировании данных компетенций. Это должно найти отражение и в учебных программах, в которых необходимо зафиксировать базовый и профильный уровни развития соответствующих компетенций. Следующий шаг - специальная организация внеучебной деятельности учащихся, способствующая их формированию в наиболее важных для профессионального самоопределения личности аспектах [1,2].
Кроме этого, компетенции существенно различаются по признаку их профильных или предпрофильных характеристик. Так, предпрофильная подготовка учащихся предполагает формирование общих компетенций, а профильное образование - специальных (рис.).
Предметные компетенции формируются в рамках изучения конкретной учебной дисциплины. Однако для этого оно требует обновления в аспекте усиления прикладной и практической направленности, обеспечивающей овладение учащимися необходимыми способами деятельности.
- Структурирование способов деятельности, лежащих в основе компетенций, выделение их методологической, профессиональной и специальной составляющих. Методологическая составляющая связана с ключевыми компетенциями, структура которых предложена Советом Европы; они касаются выполнения основных этапов (целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, рефлексия, коррекция) любой деятельности и предусматривают овладение соответствующими методами ее организации, способами взаимодействия в группе, личностными эмоционально-волевыми качествами, определяющими успешность деятельности. Профессиональная составляющая в наибольшей мере соприкасается с общепредметными компетенциями и специальная - с предметными [1,3].
- Выявление конкретных путей модернизации учебных программ профильных предметов и обоснование системы элективных курсов разного типа и назначения на основе системы общеобразовательных компетенций, построенных для каждого профиля. Это должно найти отражение в школьном компоненте учебных программ.
- Разработку технологий овладения соответствующим содержанием образования в той мере, в какой это необходимо для развития компетенций. Составной частью этих технологий должна стать организация условий, в которых школьник будет выступать в качестве субъекта деятельности. Поэтому используемые формы и методы обучения необходимо дополнить различными формами организации исследовательской работы учащихся; повысить долю их самостоятельной учебной деятельности; создать возможности для овладения практическими умениями и навыками в учебное и внеучебное время (например, через постановку специальных практикумов.
- Организацию мониторинга качества образования не только на школьном, но и муниципальном уровне, выделив его инвариантную часть, обязательную для всех общеобразовательных учреждений. Она должна включать: оценку знаний, умений и навыков и владение способами деятельности, относящихся к имеющемуся в школе профилю, на базовом и профильном уровнях, показатели развития высокого уровня образовательных потребностей личности школьника.
Таким образом, обозначеные теоретические начала, положенные в основу организации профильного обучения, приводят к постановке перед образовательными учреждениями следующих задач:
- разработка концепции профильного обучения с учетом специфики образовательного учреждения;
- модернизация содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов и определение их школьного компонента (его базовой и профильной составляющей).
- создание технологии реализации личностно-деятельностного подхода в процессе профильного обучения;
- разработка моделей мониторинга качества образования для условий профильного обучения;
- формирование необходимой материально-технической базы;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Таким образом, в ходе изучения сущности профильного образования нами определена его трактовка, исходя из современных нормативно-правовых актов по внедрению профильной системы образования; выявлены основные задачи, принципы построения профильной системы образования; проанализирована структура профилей, а также структура самого профильного образования (базовые общеобразовательные курсы, профильные общеобразовательные курсы, элективные курсы); представлена роль и значение предпрофильной подготовки учащихся в системе профильного образования в современной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Профильная школа. - 2003. - № 1.
- Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования // Методист. - 2003.- № 1.- С. 57.
- Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. - 2000. - № 3(5). - С. 90-102.