Одной из проблем современного школьного образования является усиление практической направленности обучения. В настоящее время огромную проблему для общества представляет загрязнение окружающей природной среды. Несмотря на способность природы к самоочищению, концентрация вредных веществ во многих регионах нередко достигает уровней, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК), что представляет угрозу для человека, других живых организмов, а также природе в целом. Такая информация должна стать центральной в процессе изучения химии. Однако, на наш взгляд, для формирования системы экологических знаний недостаточно изучения вопросов, включенных в школьную программу. Их круг весьма ограничен, они носят сугубо информативный характер. Учить надо не набору фактов, а осознанию смысла происходящего. Проведенное нами анкетирование показало, что учащиеся испытывают дефицит теоретических и практических экологических знаний. Так, умения оценивать состояние окружающей среды и прогнозировать пути решения экологических проблем, сформированы у 11% школьников. Одной из причин, такого низкого результата является отсутствие возможности приобретения практических умений продуктивной экологической деятельности в рамках учебных программ. Опыт работы на школьных химических олимпиадах разного уровня показывает, что большинство школьников не владеют навыками проведения химического эксперимента, который является важнейшим фактором формирования устойчивых мотивов изучения химии. Студенты, поступившие на первый курс биолого-химического факультета по специальности «химия с дополнительной специальностью биология», не умеют работать с реактивами, химическим лабораторным оборудованием. В результате отмечается отсутствие конкурса на естественнонаучные специальности университета. В связи с этим, в рамках инициативных исследований на базе биолого-химического факультета Белгородского государственного университета для учащихся старших классов средних школ разработан учебно-исследовательский практикум по исследованию эколого-химического состояния природных и пищевых объектов «Качество жизни». Основными направлениями, которого являются обеспечение сознательного понимания данной проблемы и формирование знаний, умений и навыков практического осуществления социально-экологической деятельности.
Нами составлена программа и разработано учебно-методическое обеспечение практикума, в объеме 60 часов, по 2 часа в неделю. Он включает 10 лекционно-семинарских занятий (20 часов) и 20 лабораторно-практических занятий (40 часов).
Целью элективного практикума является формирование социально-экологического мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира; вооружение школьников экологически значимым понятийным аппаратом; совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению вопросов экологической химии.
Задачи практикума: раскрытие необходимости химического образования для решения экологических проблем; реализация личностно-ориентированного подхода к обучению химии; овладение навыками выполнения эколого-химического эксперимента и умения прогнозировать его результаты; обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, ориентация на профессиональную деятельность.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работах в химической лаборатории; химическую посуду и правила обращения с ней; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования; правила пользования техническими и аналитическими весами; способы установки и проверки титров; требования к качеству проб и проводимых анализов; методику проведения анализов.
Приобретаемые умения: рассчитывать концентрации и готовить растворы; освоить методы и способы осаждения, фильтрования, взвешивания, титрования; определять плотность раствора; устанавливать и проверять титры растворов; анализировать пищевые продукты; составлять план проведения эксперимента и отчет о проделанной работе: произвести необходимый расчет и сделать выводы. В ходе исследования педагогической эффективности элективного курса было выявлено, что изучение материала способствовало: повышению интереса к химии; выбору профессиональной деятельности и стремлению к продолжению образования в высших учебных заведениях, связанных с химией.
Из 18 учащихся элективного практикума 10 человек продолжают образование на различных специальностях биолого-химического факультета нашего университета, а остальные учатся на химических факультетах других вузов России. На наш взгляд, разработанный элективный практикум способствует усилению профориентационной направленности обучения.