Национальным костюмом модельеры начали интересоваться, по-настоящему, только в ХХ веке. Но это были отдельные прецеденты, обусловленные желанием внести отдельные элементы в городской костюм. Россия первая страна, где национальный костюм стал предметом пристального изучения и использования его, как неотъемлемого атрибута обстановки. Еще императрица Екатерина ІІ , а впоследствии Александр ІІІ одели своих фрейлин в подлинно русский костюм: длинные сарафаны, рубашки, отделанные кружевами. На голове бархатный кокошник. Такие экземпляры хранятся в коллекции Российской Оружейной палаты. Надо знать, что костюм до середины ХІХ был сословным. Разница была в стоимости ткани, количестве украшений, но конструкции были одинаковы. К концу ХІХ и началу ХХ века национальный костюм привлекает внимание модельеров во многих странах. Увлечение охватило всю Европу, за исключением Англии. В частности, Поль Пуаре в 10-20 годы, приехав в Россию, моделирует коллекцию прямых туникообразных платьев, навеянных образами русского народного костюма, введенный в моду начала ХХ столетия.
В России первый модельер, который всерьез занялся изучением народного костюма была Надежда Ламанова. Создавшая вещь, она прежде всего ставила вопросы: Для чего? И из чего? В конце ХІХ века продолжается увлечение не только крестьянским, но и древне русским костюмом и его аксессуарами.
В России создавали блестящие коллекции Гореленкова, Экстер. В моде ХХ века неоднопробно встречаются с элементами прямого силуэта Кристиана Диора, молодежную мини-моду 60-х годов. В современном моделировании чаще всего используется принцип формообразования при помощи прямого кроя в производстве трикотажной одежды, а также в сочетании с другими способами.
Русский народный костюм - это идеальный вариант соотношения утилитарных и эстетических качеств. Выразительность его форм обусловливалась использованием простейших функционально-конструктивных средств формообразования. Является богатейшим художественно-конструкторским источником творчества для проектирования современной одежды.
В связи с этим следует отметить необходимость изучения традиций русского народного костюма в педагогическом процессе подготовки современных специалистов в сфере моды и воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Родине и собственной уникальной культуре, знать свою историю, чтобы они увидели национальную красоту. Необходимо привлекать музейных работников, искусствоведов. Таким образом, развитие современного костюма невозможно без изучения богатейшего национального наследия.
С этой целью особенно важно изучение фондов, собраний государственных музеев по декоративно-прикладному искусству.