Данные тенденции обуславливают рассмотрение образования как средство решения социальных и экономических проблем. Идея определяющей роли образования подтверждается многочисленными исследованиями, выполненными к настоящему времени (Л.Г. Викторова, С.Б. Зангеева, В.В. Иванов, Ф.Г. Кумбс, С.А. Филин и др.). Авторами показано, что ценность знания, человеческого капитала, умение управлять его развитием является главным богатством любой нации.
Для российской системы образования такой вектор развития отвечает как ее собственным актуальным потребностям, так и потребностям экономического сектора. Для определения основных направлений развития современной сферы образования реализуется инновационная политика, в которой ведущая роль принадлежит потенциалу высшей школы в структуре всей национальной инновационной системы.
В основе инновационных процессов в образовании должно лежать единство научной и образовательной деятельности и их ориентация на экономическое, социальное и духовное развитие общества.
Характерной тенденцией последнего десятилетия выступают масштабные институциональные преобразования, придающие специфику инновационным процессам во всех сферах научной и образовательной деятельности. Особое значение в осознании сущности инновационного образования и придании инновационным процессам в высшей профессиональной школе динамичности, принадлежит наукоградам (Обнинск, Дубна, Королев, Кольцово, Северск, Черноголовка, Троицк, Жуковский и др.) [4] и новым уникальным моделям «наукоградских университетов» [2] (специализированный университет (Пущинский государственный университет), комплексный (Международный университет природы, общества и человека) и др.), способным концентрировать потенциал вузовских коллективов и направлять его на решение крупных национальных проектов.
Дело в том, что деятельность вузов в структуре новых институциональных образований будет непосредственно связана с отраслями производства, а научная и производственная инфраструктуры, объединенные в единый комплекс (интеграция), позволят, с одной стороны, поддерживать высокий интеллектуальный и исследовательский потенциал, а с другой - обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов.
Таким образом, профессиональная подготовка в этих условиях - это модель новой социальной практики. Она уникальна, прежде всего, в силу интеграции научно-исследовательской и профессионально-ориентированной реальности, инновационности Среды, явно выраженным ценностным аспектом образования и как следствие, востребованностью кадров.
Примером другой модели университетов как интегрированных комплексов образования, науки и бизнеса, центров инновационно-технологического развития и подготовки кадров мирового уровня, учитывающих накопленный опыт, являются созданные в рамках национального проекта «Образование» университеты - Сибирский федеральный университет и Южный федеральный университет. Целью таких образовательных учреждений является подготовка кадров для разработки и внедрения крупных инновационных проектов, а также подготовки научной элиты, способной развивать новейшие технологии в различных отраслях. Отличительной особенностью таких образовательных учреждений является учет специфики деятельности всех субъектов системы, сохранение их своеобразия на основе общих целей и задач инновационной деятельности.
В рамках развития новых моделей университетов становится реальной разработка инновационных образовательных программ, нацеленных на синтез фундаментальной науки и практики, что позволит осуществлять, помимо всего, экспорт образовательных услуг. Однако для этого необходимо существенное переоснащение материальной базы вузов, создание и освоение инновационных образовательных технологий, открывающих доступ к современным образовательным ресурсам, системная переподготовка кадров и т.д.
Характерной тенденцией модернизации отечественной системы образования является акцент на ее регионализации. Повышение роли регионов в инновационном развитии образования проявляется в экономической и социальной поддержке образовательных систем и отдельных образовательных учреждений. В результате очевидной становится третья модель образовательных учреждений - это университеты, выполняющие ведущую роль в субъекте федерации и имеющие достаточный потенциал для осуществления инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура такого вуза предполагает наличие, как правило, технопарка, в структуру которого входят подразделения производственных предприятий - потребителей научных разработок, специалистов и др. субъекты. Специфика задач регионов, ресурсов и темпов их выполнения, обусловленные геополитическими, экономическими, социальными и др. факторами, определяют разнообразие подобных инновационных структур.
Основой развития такой модели университета является наука, финансовая поддержка которой осуществляется за счет субъекта федерации: средств местного бюджета, дохода субъекта федерации от инновационной деятельности, средств, выделяемых производителями для выполнения заказов на инновации, внебюджетных средств.
Управление такими системами требует разработки регионального инновационного законодательства в сфере образования. Так как условия инновационного развития образования в регионах различны, то и модели систем их правового обеспечения могут различаться. Гармоничность и непротиворечивость развития обуславливается установлением соответствия между федеральным и региональным законодательством.
Четвертая модель - университетские образовательные округа, интегрирующие образовательные системы различных уровней по вертикали в единый комплекс. Это создает благоприятные условия для осуществления стратегий непрерывного образования, т.е. образования через всю жизнь, смены индивидуальных образовательных траекторий, повышения квалификации и переподготовки на базе университетов. Создание образовательных округов сопровождается многочисленными структурными преобразованиями во всех направлениях деятельности субъектов округа: правовой основы функционирования, образовательного процесса, стандартов, учебных планов и в целом образовательных программ на каждом уровне образования.
Инновационные процессы в такой образовательной системе отличаются цикличностью, т.е. весь инновационный цикл - от исследования потребностей в нововведениях до их реализации, осуществляется внутри самой образовательной системы; для соподчиненных образовательных систем университет является генератором нововведений и научной базой.
В условиях университетского округа эффективнее реализуются основные положения Болонской декларации, связанные со становлением различных инновационных образовательных систем, развитием средств обеспечения качества профессиональной подготовки, гармонизацией систем образования различного уровня, многоуровневой системы подготовки специалистов через бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру и докторантуру [1].
Из анализа рассмотренных моделей инновационного образования, формирующихся в границах высшей школы России, становится очевидно, что основные тенденции инновационного подхода в этой сфере являются: согласованность функционирования науки, образования и производства, науки и бизнеса; в институциональных преобразованиях, призванных создать условия для концентрации мощного научного, технологического и кадрового потенциала; в смене прежней образовательной парадигмы, ориентированной на воспроизведение и ретрансляцию готовых знаний на их добывание, распространение и применение в практической деятельности; в подготовке кадрового потенциала, способного к динамичному воспроизводству новшеств; в интеграции отечественного и международного инновационного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Европейские конвенции Совета Европы ЕТС N15, 21, 32 // Сб. документов, касающихся международных аспектов высшего образования / сост. Е.В. Шевченко. - СПб.: ОРАКУЛ, 2000. - 544 с.
- Кузнецов М.И. Университеты в наукоградах: созидание и творчество / Платное образование.- №5, 2006. - С.25.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). - М.: Прогресс, 1970.
- Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов / Под ред. В.В. Иванова, В.И. Матирко, В.В. Черкасова. - М., 2000. - 176 с.