Концепция непрерывного 2-х этапного высшего медицинского образования реализуется путём преподавания предмета от изучения типовых форм патологии на фундаментальном уровне к анализу конкретных, модельных ситуаций (синдромов и болезней) на этапе клинической подготовки. В связи с возрастанием требований к качеству педагогического процесса усиленно ведутся поиски результативных форм, методов и средств обучения, предназначенных преодолеть лавину информации, с которой сталкиваются вузовские преподаватели во время обучения и в процессе профессиональной врачебной деятельности. В работе по усовершенствованию педагогического процесса преподаватели кафедры фундаментальной и профилактической медицины руководствуются гуманитарным смыслом новых технологий в обучении и используют их в учебном процессе с целью влияния на всестороннее развитие личности. Это осуществляется не путём пассивного усвоения знаний, которые предъявляются с применением полного комплекса технических и наглядных дидактических средств, а путём решения обучающимися различного рода проблемных, ситуационных задач, при высоком теоретическом уровне изучаемой темы. Стимулом для развития современной технологии обучения в ВУЗе стало использование технических средств обучения, а также огромный интерес и надежды, связанные с программированным и компьютерным обучением. Однако эти модернизации, несмотря на их несомненную пользу, оказываются слишком узкими и не охватывают всех проблем, возникающих в сфере медицинского образования. Никогда преподаватель-педагог высшей медицинской школы не может быть вытеснен даже самыми совершенными технологическими средствами обучения. Более того, насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения ещё не гарантирует повышения эффективности работы педагогического коллектива, т.к. результаты обучения зависят не только от технических устройств, а от уровня организации учебного процесса, в котором участвуют учитель и ученик. Эффективность обучения является функцией многих правильно применяемых методов обучения и формирования мотивации учёбы. Мы проявили интерес к программированному обучению, исходя из того, что модернизированные технологии являются ценными и активизирующими студентов к познанию сущности изучаемых проблем, однако, выполняющими только определенные дидактические функции. По отношению к вузовскому медицинскому образованию эти технологии имеют смысл только при совместном использовании с другими методами обучения. Подобным образом мы оцениваем и введение в учебную практику компьютерного приема обучения. Несомненно, компьютеризация представляет собой существенный элемент, расширяющий возможность современного преподавателя. Но без достаточного дидактического обоснования новые технологи приводят к гипертрофии формы по отношению к содержанию. В связи с этим на нашей кафедре в последние годы с учётом современных данных об изменениях в организме при патологии и в соответствии с программой разработаны и постоянно совершенствуются дополнительные дидактические учебно-методические пособия к практическим итоговым занятиям. Созданные на кафедре пособия с дополнительной новейшей медицинской информацией не просты для усвоения, поскольку трудно определить пропорцию между элементами, облегчающими работу студента, и элементами, способствующими формированию умений и навыков самостоятельного обращения к источникам знаний, привычки непрерывно искать новейшую и наиболее актуальную информацию. Необходимым условием совершенствования и оптимизации учебного процесса являются новые технологии лекционных курсов. Разработка учебно-методических пособий с учётом новейших данных по ряду предметов диктуется тем, что современные вузовские учебники в основном отражают высокий научный уровень информации, но и они нуждаются в дополнительной и более современной информации дидактического характера. Такие пособия составляют суть современных инновационных технологий в учебном процессе на нашей кафедре на сегодняшний день. Их характерной чертой является системный подход к темам и тенденция к установлению сетевой связи между отдельными темами. Такое системное преподавание фундаментальных медицинских дисциплин способствует реализации двух важнейших педагогических принципов: интеграции различных ступеней обучения, а также преемственности до- и постдипломного этапов подготовки специалистов в медицинском ВУЗе.