Для эффективного развития любого краеведческого объединения необходимы константность, неизменность и стабильность, размеренность в действиях. На стратегию его поведения оказывают влияние многие факторы: экономические и социальные, а также условия политического развития, идеологические воздействия и др.
Для стабильного и эффективного развития краеведческого объединения выпускаемая им творческая продукция должна быть конкурентоспособной. Другими словами, вызывать наибольший интерес у пользователей краеведческой информации. Краеведческое учреждение, объединение в этом смысле должно быть «открытой системой»: о его деятельности должно быть широко известно. Дело в том, что на рынке потребления краеведческой информации начинает появляться здоровая конкуренция. В качестве примера - один сюжет. Общественное объединение исследователей региональной истории и культуры "Тамбовский центр краеведения" при Тамбовском областном отделении по нобелистике Российской академии естественных наук свою печатную продукцию передает лишь некоторым библиотекам, отказывая часто в этом даже самым, на первый взгляд, престижным информационным учреждениям. Делается это в зависимости от сведений о том, как библиотека организует работу с изданиями краеведческого центра. Такая информация поступает от пользователей краеведческой информации.
На стратегию поведения краеведческого объединения оказывают также влияние и другие факторы. Один из них - "конъюнктура" краеведческого поля, так как расширяются потребительские запросы, а главное, возрастают требования потребителей к краеведческой информации: сегодня не каждый материал на краеведческую тему будет востребован, например, учителями для использования в педагогической практике или журналистами для публикации.
В этих условиях подобные факторы формируют особую парадигму краеведческих интересов общества. Краеведческое объединение как бы оказывается на перекрестке проявления этих факторов. Выход один: их согласованное, гармоничное использование позволяет ему увеличить степень своей "выживаемости", более результативную, действенную жизнедеятельность. Наиболее точным критерием поведения объединения являются создаваемые краеведами культурные ценности, формируемые им документальные потоки.
Этот вопрос приобретает особое значение в рыночных условиях. Он требует прогнозирования. В качестве инструментария такого прогнозирования можно использовать селективный метод разработки стратегии развития учреждения, объединения краеведов.
Суть данного метода состоит в избирательности возможных вариантов управленческих решений в формировании стратегии развития объединения. В основе этой избирательности, способности выделять полезные решения в условиях помех - комплексность оценки поведения объединения. Она основана на эффективности краеведческой деятельности, способности краеведов создавать культурные ценности и, в конечном счете, на конкурентоспособности, эффективности формирования его информационных потоков на отраслевом рынке.
Селективный метод строится на следующих принципах:
- выявление главных направлений деятельности объединения;
- ранжирование выбранных направлений деятельности объединения в зависимости от их роли в создании культурных ценностей, результатов краеведческой работы;
- распределение членов краеведческого объединения, а также материальных ресурсов по ранжированным направлениям в зависимости от их роли в краеведческой деятельности.
Организация и технология выполнения (соблюдения) этих основных принципов на практике весьма разнообразны и требуют дальнейших исследований.