Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Ivanova E.V.
Сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов государственной инновационной политики. Государственные и муниципальные властные институты являются как объектами, так и активными субъектами процессов информатизации. Именно органы власти определяют направления развития информатизации, ее тенденции и социальные последствия, на них лежит задача создания необходимой нормативной базы, других правил и процедур, способствующих развитию ИКТ.

В последнее десятилетие двадцатого века интенсивно разрабатывались национальные программы формирования информационного общества. Лидером явились США, первая программа «Национальная информационная инфраструктура» появилась в начале 90-х годов. Европа в конце 1999 года выступила с инициативой «Электронная Европа», которая была призвана развернуть деятельность по формированию общеевропейского информационного общества. Россия также присоединилась к этому процессу с принятием в январе 2002 года программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»[1].При внешней схожести программ различных стран можно констатировать, что необходимость принятия каждой страной в отдельности своей программы обусловлена наличием объективных причин, ведущую роль среди которых занимает уровень экономического и политического развития страны.

Большое внимание в них уделяется пропаганде информационных технологий и укреплению доверия людей к ним. В российской программе ударение ставится на ускорение экономического роста и укрепление государственного управления, т.е. укреплении государственных институтов, органов власти и управления, механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, содействии развитию средств массовой информации. Таким образом, программы развитых стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, главным объектом в них является человек и человеческие ценности. Российская программа отражает интересы государства и лишь опосредованно - интересы граждан.

На сколько эффективно российский государственный аппарат управляет информационной сферой?

9 марта 2005 года специалистами Всемирного экономического форума представлен очередной годовой доклад о развитии информационных технологий в мире (Global Information Technology Report 2004-2005)[2].. Такие доклады публикуются, начиная с 2001 года, и являются официальными показателями достижений в области ИКТ. В докладах отражается индекс готовности экономик ведущих стран к функционированию в условиях информационного общества. Россия, начиная с 2002 года, когда впервые была включена в рейтинг, последовательно занимала 69-е, 63-е и, наконец, 62-е место среди более чем 100 стран. Индивидуальный рейтинг, присваиваемый каждой стране, представляет собой композицию иерархических критериев. Критерии первого уровня: окружение, в котором развиваются информационные технологии, готовность к применению ИКТ и реальное использование ИКТ субъектами социальной жизни - гражданами, правительствами и бизнесом. Каждый из критериев первого уровня в свою очередь включает по три критерия второго уровня. Так критерий окружения оценивается по состоянию рыночного окружения, политического и нормативного регулирования, сетевой инфраструктуры. Критерий готовности состоит из индивидуальной готовности граждан, бизнеса и правительства. Такую же структуру имеет критерий использования ИКТ.

России хотя и опережает своих соседей по СНГ (Украину, Грузию), но заметно отстает от Туниса, Ботсваны, Маврикия и Намибии, не говоря уже о странах Балтии и бывшего соцлагеря. Анализ показывает, что отрицательный вклад в рейтинг России вносит, прежде всего, правительственная политика управления сферой ИКТ. Например, по подкритерию "политико-нормативное регулирование" наша страна занимает 95-е место из 102! Ставя такой результат, эксперты оценили наличие административных барьеров в сфере ИКТ, качество законодательных норм, величину налогового бремени для ИТ-компаний, гарантии иностранным инвестициям - то есть то, за что прямо ответственен государственный аппарат, который очевидно не справляется со своими задачами.

По критерию "Использование" наша страна находится на 69-м месте. В этот результат положительный вклад внесло использование ИКТ населением (49-е место), а отрицательный - использование ИКТ бизнесом (79-е место) и правительством (66-е место).

Наконец, по критерию "Готовность" наша страна заняла 48-е место, что дает определенные перспективы. Наивысшую готовность к использованию ИКТ проявляют граждане страны - 31 место, что совсем неплохо. Но готовность правительственных структур к применению ИКТ вновь оказалась чрезвычайно слабой - 89-е место. Так низко оценили российские правительственные приоритеты в сфере ИКТ, организацию государственных закупок информационных технологий и присутствие правительственных ресурсов во всемирной сети.

Таким образом, столь низкий рейтинг нашей страны в информационной отрасли объясняется, прежде всего, недостатками государственного менеджмента сферы информационнох технологий. Это предположение можно подтвердить еще и тем, что лидеры рейтинга ВЭФ - Сингапур и скандинавские страны - получили свое преимущество благодаря энтузиазму правительства в деле применения и развития ИКТ, прекрасному нормативному регулированию и успешной государственной политике в этой сфере деятельности. Такой вывод прямо содержится в докладе экспертов ВЭФ.


[1]Федеральная целевая Программа «Электронная Россия» (2002-2210гг.), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5.

[2].Global Information Technology Report 2004-2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.weforum.org/gitr