Теория игр - математическая дисциплина, касающаяся конфликтных задач. Военное дело, существо которого состоит в конфликте, стало одним из первых полигонов применения на практике разработок теории игр.
Изучение задач военных сражений с помощью теории игр (в том числе дифференциальных) - это большой и трудный предмет. Применение теории игр к задачам военного дела означает, что для всех участников могут быть найдены эффективные решения -оптимальные (позволяющие максимально решить поставленные задачи) стратегии.
Попытки разбирать военные игры на настольных моделях делались много раз. Но эксперимент в военном деле (как и во всякой другой науке) есть средство как для подтверждения теории, так и для угадывания новых путей для анализа.
Военный анализ есть вещь гораздо более неопределенная в смысле законов, предсказаний и логики, нежели физические науки. По этой причине моделирование с подробно и тщательно подобранными реалистическими деталями не может дать общего достоверного результата, если партия не будет повторена очень большое число раз. С точки зрения дифференциальных игр единственное, на что можно надеяться, - это на подтверждение заключений теории. Особенно важен случай, когда такие заключения выведены исходя из упрощенной модели (по необходимости это случается всегда).
В некоторых случаях дифференциальные игры в задачах военного дела играют совершенно явную и не требующую особых комментариев роль. Это верно, например, для большинства моделей, включающих преследование, отступление и другое маневрирование подобного рода [1]. Так, в случае управления автоматизированными сетями связи в условиях сложной радиоэлектронной обстановки были предприняты попытки использовать лишь стохастические многошаговые антагонистические игры [4]. Целесообразным представляется использование дифференциальных игр, поскольку их применение позволяет во многих случаях с большой долей достоверности описать необходимые процессы и найти оптимальное решение задачи.
Нередко в конфликтных ситуациях противоборствующие стороны объединяются в союзы для достижения лучших результатов. Поэтому возникает необходимость изучения коалиционных дифференциальных игр. Кроме того, идеальных ситуаций (без каких-либо помех, препятствий, посторонних возмущений) в мире не существует. А значит, целесообразно исследовать коалиционные дифференциальные игры при неопределенности.
Существуют различные подходы к построению решений дифференциальных игр. Один из традиционных - решение игровых задач при неопределенности на основе принципа максиминной полезности Вальда. Он имеет ряд недостатков. Среди них - слишком «заниженные» гарантированные выигрыши, поскольку при формализации гарантированных решений приходиться ориентироваться на «самое плохое», что может произойти, а также внутренняя неустойчивость множества таких исходов [2].
Избежать указанных недостатков решения и, дополнительно, численно оценить «угрожающий эффект» угрозы и контругрозы, возможно, используя принцип минимаксного сожаления (риска) в многокритериальных и игровых задачах при неопределенности [3].
В настоящее время это наиболее интересный, перспективный и, а то же время, наименее изученный подход к построению решений дифференциальных игр при неопределенности, в том числе и коалиционных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Айзекс Р. Дифференциальные игры. М.: Мир, 1967, 479 с.
- Жуковский В.И. Введение в дифференциальные игры при неопределенности. М., 1997, 461 с.
- Жуковский В.И., Жуковская Л.В. Риск в многокритериальных и конфликтных системах при неопределенности. М., 2004, 272 с.
- Семисошенко М.А. Управление автоматизированными сетями декаметровой связи в условиях сложной радиоэлектронной обстановки. СПб.: ВАС, 1997, 364 с.