В настоящее время значительный ресурсный потенциал населения, представляющий собой денежный капитал и всевозможные натуральные, ресурсы являются недостаточно востребованными на инвестиционном рынке, ввиду отсутствия механизма их привлечения. Об этом свидетельствует достаточно высокий уровень денежных средств физических лиц представленный в наличной форме, который показан в таблице 1.
Таблица 1. Сберегательные приоритеты населения
Формы сбережений населения |
%% |
1.Наличные средства |
36,5 |
2.Наличная валюта |
12,7 |
3.Вклады в Сбербанк в рублевом эквиваленте |
5,2 |
4.Вклады в Сбербанк в валютном эквиваленте |
0,5 |
5.Ценные бумаги |
11,0 |
6.Вклады в коммерческие банки в рублевом эквиваленте |
3,4 |
7.Вклады в коммерческие банки в валютном эквиваленте |
0,7 |
8.Иные формы сбережений |
30 |
Таким образом, на современном этапе экономического развития российской экономики имеются все предпосылки дальнейшего экономического подъема, а именно, избыточные денежные ресурсы. Проблема заключается в том, чтобы эффективно соединить важные факторы роста.
Стратегические перспективы развития экономики во многом будут определяться тем, насколько правильно удастся направить дополнительные доходы потенциальных экономических агентов на внутренний рынок, прежде всего на инвестиции.
Перемены, произошедшие в российской экономике за последнее десятилетие, привели к существенным изменениям финансового поведения большей части населения, что стало возможным благодаря появлению новых альтернативных способов вложения денег, связанных с развитием банковской системы, свободной покупкой и продажей иностранной валюты, процессов приватизации и т.д.
В настоящее время в экономике России создание инвестиционных институтов в форме коллективного инвестирования является актуальным, т.к. именно банковские институты трансформируют сбережения граждан в инвестиции. По форме данные институты весьма разнообразны, а по характеру сбережений - специализированы. По сути, их цель - обеспечивать процесс воспроизводства в экономике с учетом инвестиционных потоков. Объемы денежных средств, обращающихся в банковских институтах вполне сопоставимы с денежными средствами банковской системы в целом, а иногда и превышают их, поэтому возникает насущная необходимость их оптимизации.
Именно от стабильности банковской системы и уровня доверия к ней населения зависит уровень инвестиций. Анализ последних лет показал, что уровень доверия населения к банковским институтам медленно, но неуклонно растет, что видно из таблицы 2.
Таблица 2. Динамика сбережения населения по годам в %%
Формы сбережений |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
Банковские вклады в рублях |
29 |
32 |
36 |
Банковские вклады в иностранной валюте |
18 |
16 |
13 |
Наличные рубли |
35 |
34 |
34 |
Наличная иностранная валюта |
18 |
18 |
17 |
Очевидно, что создание сети финансовых институтов по работе с населением невозможно без создания соответствующей правовой базы. Так, за последние годы уровень доверия населения к банковской системе заметно вырос. Этому способствовало совершенствование законодательной базы. За прошедший год в банковской сфере России произошли позитивные изменения, которые могут способствовать увеличению инвестиционного потенциала за счет привлекаемых вкладов населения, а именно, обязательное страхование. Формирующаяся система гарантирования вкладов позволяет повысить доверия со стороны населения, а это в свою очередь, способствует укреплению банковской системы в целом и региональной в частности. По итогам внедрения системы обязательного страхования вкладов в 2004г. из 21 действующего в крае самостоятельных банков, приняты в систему страхования 12.
Внедряемая государством политика страхования обеспечивает успешное развитие экономики не только на федеральном уровне, но и региона.
Среди банков наиболее интенсивно вкладывающих средства в экономику края наиболее выделяются «Югбанк», «Внешторгбанк», «Россельхозбанк», «Сбербанк», «Росбанк». Особое внимание кубанские банки уделяют кредитованию экономики края. Общий объем кредитов реальному сектору экономики и населению, выданных банками края постоянно растет (в 2004г. предоставлено кредитов юридическим и физическим лицам на 44,2% больше, чем в 2003г.). Важным направлением сотрудничества банков края является выдача синдицированных кредитов. Кроме того, обмен информации между банками у своих клиентов предупреждает возможные риски и потери.
Таким образом, система страхования вкладов является важным рычагом в повышении доверия населения к банковской системе и решением насущных экономических задач государства.
С течением определенного времени инвестор, в данном аспекте рассматривается именно субъекты - физические лица, определяет уровень эффективности работы того или иного кредитного института и принимает решение о продолжении или прекращении сотрудничества с ним. Сберегательное поведение населения в различные периоды функционирования экономики влияет на инвестиционную стратегию, представляющую собой совокупность следующих компонентов:
1) принятие решения о форме сбережений;
2) выбор инвестиционного инструмента на основе анализа риска и доходности;
3) моделирование сроков вложения денежных средств.
В настоящее время экономика России испытывает существенный дефицит инвестиционных ресурсов, следовательно, необходимо формировать инвестиционную стратегию с учетом определяющих факторов:
- материальное положение (уровень текущих доходов, размер накоплений и т.д.);
- инвестиционный климат в стране;
- социальные и психологические особенности (уровень доверия к государству, опыт финансового поведения в прошлом, склонность к риску и т.д.)
На наш взгляд, развитие соответствующей институциональной среды способствует формированию уверенности населения в сохранности сбережений и обеспечит дополнительный доход для них. С другой стороны создаются предпосылки для ускорения оборачиваемости капиталов посредством финансовых институтов, а также дополнительный приток инвестиций в экономику страны. Однако опыт последних лет свидетельствует о том, что те резервы, которые имеются у населения, используются неэффективно как с позиции их обладателей, так и с макроэкономической точки зрения. Из таблицы 3 видно, что доля наличных сбережений населения достаточно высока.
Таблица 3. Сбережения населения в млрд. руб.
Показатель |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
Отклонения (рост) |
|
2003г. к 2002г., % |
2004г. к 2003г., % |
||||
Банковские вклады, в т.ч. |
858,2 |
1272,7 |
1797,4 |
48,2 |
41,3 |
- в рублях |
536,5 |
839,8 |
1312,2 |
56,5 |
56,3 |
- в иностранной валюте |
321,7 |
431,9 |
485,2 |
32,3 |
12,3 |
Наличные рубли |
645,9 |
917,0 |
1276,1 |
42,0 |
39,2 |
Наличная иностранная валюта |
323,0 |
471,7 |
638,0 |
46,0 |
35,3 |
Всего |
1827,1 |
2660,4 |
3711,5 |
136,2 |
115,8 |
Анализ структуры сбережений и инвестиционного спроса населения свидетельствует о том, что в настоящее время в России риск потери капитала гораздо более чувствителен для инвестора, чем риск недополучения более высокого дохода. До недавнего времени, в условиях административно-командного регулирования экономики, основными источниками доходов населения являлась заработная плата и социальные трансферты. По ряду обстоятельств для граждан в этот период была свойственна склонность к сбережению ввиду отсутствия рынка как такового. Однако население в данный период не рассматривало сбережения в финансовых институтах как один из факторов повышения личного дохода, поскольку существовало жесткая привязанность фиксированных ставок к вкладам населения. Величина процентов по вкладам устанавливалась практически независимо от реальной доходности кредитных ресурсов и экономической ситуации. Доходы по ценны бумагам, среди которых подавляющее большинство составляли облигации государственного займа, распространялись путем розыгрыша начисленных сумм процентов среди владельцев облигаций по принципу лотереи. Таким образом, отсутствовал стимул в эффективном использовании личных средств для увеличения сбережений.
При переходе к рыночной экономике структура доходов в России кардинально поменялась, изменилось и само понятие доходов, которые по своему экономическому содержанию приближаются к аналогам в странах с развитой рыночной экономикой.
Крупномасштабные преобразования, проведенные в последние годы, оказали сильное влияние на социально-экономическое положение населения страны и их уровень жизни. Очевидно, что чем выше уровень жизни населения, тем существует большая вероятность появления стремления к сберегательному процессу. Следовательно, государство должно не только регулировать уровень доходов населения, но и создавать условия для стимулирования, сохранять и увеличивать доходы в наиболее приемлемых эффективных формах, выгодных как для граждан, так и для государства.
Немаловажным фактором является отношение к государственным институтам, как гарантам снижения инвестиционных рисков, при этом кроме разработки правильной инвестиционной политики необходимо создавать дополнительные регулирующие институты, которые бы контролировали инвестиционный процесс. Это в свою очередь будет способствовать повышению доверия к государству.
Кроме того, в целях оптимизации механизма трансформации сбережений в инвестиции необходимо:
- Создавать институты, обеспечивающие гарантии вкладчикам не только на общегосударственном, но и региональном уровнях.
- Оптимизировать условия для стимулирования инвестиций населением посредством своих сбережений.
- Разработать соответствующую законодательную и нормативную базу и привести ее в соответствие с уже имеющимся законодательством.
Таким образом, нельзя недооценивать роль сберегательных институтов и возможность их влияния на оптимизацию инвестиционных потоков в стране.