В современных условиях развития высшей школы значительно возросли требования к качеству образования в медицинских вузах. Осуществляется переориентация в организации учебного процесса - уменьшение обязательных аудиторных занятий и увеличение времени на самостоятельную работу студентов, что требует определённых изменений в методике преподавания медицинских дисциплин. Самостоятельную работу студентов нельзя представлять как стихийную, неуправляемую преподавателем деятельность. В такой ситуации, когда студент предоставлен самому себе для изучения определённого объёма учебной литературы, успех его познаний зависит от мотивации и добросовестности учащегося, его личного опыта организации и выполнения самостоятельной работы. Одним из основных вопросов, решаемых преподавателем, является распределение предметного материала для аудиторных занятий и самостоятельной работы. Распространённой педагогической ошибкой является стремление преподавателя донести до студента максимум содержания, из которого он может воспринять лишь минимум. Известны некоторые принципы рационального распределения предметного материала, основанные на психологических закономерностях учебной деятельности: системность, проблемность, направленность на формирование определённых практических навыков. Системное представление учебного материала дисциплины позволяет выделить её инвариантные свойства и различные варианты. При этом обосновано изложение в аудитории инвариантных основ дисциплины, а различные варианты, их детализация рекомендуется студентам для самостоятельной работы. Принцип проблемности способствует интенсификации самостоятельной работы студентов. Его использование в процессе аудиторной работы позволяет повысить интерес учащихся к усвоению материала и способствует формированию клинического мышления. На занятиях уделяется должное внимание профессиональному саморазвитию студентов, организации их самостоятельной работы, как в аудитории, так и внеаудиторно, что даёт возможность постепенно отходить от традиционных групповых учебных занятий, которые на сегодняшний день являются общепринятыми, но, по нашему мнению, консервативными. Цель современного профессионального образования - воспитание специалиста, способного ориентироваться в потоке научной информации, усвоившего систему накопления, углубления и совершенствования знаний. Задача преподавателя состоит в развитии творческих способностей студентов. Нами предлагается студентам в качестве опережающего обучения самостоятельно прорабатывать учебный материал, анализировать прочитанное, отбирать главное, конспектировать основные положения, работая с первоисточниками, методической литературой. По мере формирования навыков и умений у студентов, учебные задания постепенно усложняются, непосредственная помощь преподавателя уменьшается, а самостоятельная работа увеличивается, улучшаются результаты обучения. Руководство преподавателем самостоятельной работой студента должно постепенно переходить в самоорганизованную работу учащегося, где педагог играет роль помощника, консультанта, источника информации и приходит на помощь только по просьбе обучаемого, никогда не навязывая своего решения. Правильно организованная самостоятельная работа имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Одним из главных аспектов проблемы воспитания и самовоспитания является изучение и коррекция структуры личности участников педагогического процесса. Она включает нравственную мотивацию и соответствующие нравственные качества как основные условия процесса самообразования. Диагностика и коррекция личностной сферы студента в период его обучения в вузе способствует приобретению положительных качеств специалиста к началу профессиональной деятельности. Задачи воспитания трансформируются в задачи самовоспитания, которое развивается на основе сfмосознания личности. Чем старше личность обучающегося, чем больше развито самосознание, тем больше возможностей и перспектив в самовоспитании. В развитии, совершенствовании нравственно-волевых качеств личности студента, укреплении новой структуры личности главными являются методы убеждения, личного примера, поощрение и наказание - методы дополнительные, коррекционные, стимулирующие. В самовоспитании морально-волевых качеств, развитии активности личности используются методы самоизучения, самоанализа, самоотчёта, самоодобрения и поощрения и др. Они используются для решения задач самообразования, самовоспитания, регуляции поведения и деятельности, личностного саморазвития. Личностное, гражданское, профессиональное самовоспитание студента - путь к его всестороннему саморазвитию. Позитивные результаты самостоятельной работы, воспитания и самовоспитания студентов в процессе вузовской подготовки определяют возможности их личностной и профессиональной адаптации, показатели здоровья и качества жизни, эмоциональное благополучие; способствуют формированию специалиста, способного к самосовершенствованию.