Важнейшими принципами индивидуализации обучения являются: принцип интегративности, принцип личностного подхода, принципы активности и мотивированности. Индивидуализация обучения студентов на основе доминирующих у них когнитивных стилей предполагает формирование у преподавателей представления об индивидуальности учащегося, способности учитывать индивидуальные когнитивные стратегии студентов. Анализ педагогической деятельности преподавателей медицинских вузов выявил ряд проблем и трудностей:
- преподаватель высшей школы, специалист в профессиональной области в большинстве случаев не имеет специального педагогического образования;
- исчезла возможность периодического повышения педагогической квалификации из-за отсутствия финансирования в вузах;
- научно-методические советы вузов связывают проблему повышения квалификации преподавателей с содержательной стороной процесса обучения, и через содержание рассматривают проблему индивидуализации обучения.
Показано, что профессиональная подготовка ассистента медицинского вуза должна включать в себя системные знания о человеке как о субъекте образовательного процесса, имеющем свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Эта системность определяется не только специальными дисциплинами, но и всем контекстом обучения, когда знания и учёт индивидуальных когнитивных стилей студентов и умение их учитывать в процессе обучения являются основой индивидуализации обучения. Теоретическая готовность преподавателей к учёту индивидуальности студента включает знания сущности понятия индивидуальность, особенностей стилевых проявлений познавательной, коммуникативной и творческой активности. Практическая готовность преподавателя подразумевает наличие умений дифференцировать и учитывать индивидуальные когнитивные стили студентов, проявляющиеся в процессе обучения. Выявлены знания и умения, необходимые преподавателю вуза для осуществления индивидуализации обучения. Их содержание обосновывается тем, что особенности деятельности студента, опосредующие его поведение, отражают процессуальный аспект и презентируются в сфере бессознательного. Таким образом, знание и понимание стилевых особенностей, умение учитывать и обращать внимание студентов на их проявления в учебной деятельности, особенно необходимо преподавателю.
Гуманистический подход к развитию мышления студентов означает, что ведущим уровнем интегральной индивидуальности, детерминирующим её развитие, является личностный уровень, большое значение в котором имеет мотивационная сфера личности. Сущность новой гуманистической образовательной парадигмы связывает развитие мышления с собственными усилиями личности. Оно является более эффективным при удовлетворении учебным заведением базовых потребностей личности, при реализации творческого потенциала студента, при соответствии мотивационной сферы и индивидуальных познавательных стратегий.
Таким образом, наиболее эффективным направлением воплощения теории гуманизации образования в жизнь является индивидуализация обучения. В гуманистически-ориентированных учебных программах основной целью обучения является развитие личности, индивидуальных психологических ресурсов студента. Отсюда и смена приоритетов: от формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих социальную компетентность, к созданию условий для раскрытия личности студента, его природной психической активности. В рамках гуманистического подхода не студент должен подстраиваться под содержание образования, а наоборот. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания учебного предмета к индивидуальным особенностям обучаемого, а кардинальная его трансформация в направлении учёта реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности. Гуманистически-ориентированное образование направлено на совершенствование психологических ресурсов личности, интеллектуальных возможностей каждого студента.