Исследование гносеологического аспекта категории «фундаментальное ядро знаний» позволило наиболее полно определить ее сущность. Фундаментальность образования в первую очередь предполагает формирование научного мировоззрения обучаемого, обеспечивающего его мышление совокупностью характерных для современной науки методологических подходов к рассмотрению любых процессов и явлений. Поэтому целостность естественнонаучного цикла может быть обеспечена только с позиции рассмотрения мировоззренческих оснований данных дисциплин, их взаимосвязи на уровне анализа методологического ядра предметного содержания каждого учебного курса. В аппарат формирования фундаментальных знаний естественнонаучных дисциплин должны быть включены базисные составляющие научного мировоззрения: элементы методологических знаний, философские обобщения оснований наук, представления о закономерностях организации и развития конкретно-научного знания дисциплины, принципы формирования научных понятий и др.
Теоретическое исследование методологических оснований построения целостной системы естественнонаучной подготовки позволило разработать концептуально новый подход к проектированию содержания обучения в естественнонаучном цикле дисциплин, названный дидактической теорией понятийного структурализма (ДТПС). Методологическая основа ДТПС - общая теория систем, позволяющая реализовать единство анализа структуры и содержания различных учебных дисциплин и, тем самым, формировать целостную дидактическую структуру междисциплинарных связей.
Конструирование содержания обучения в соответствии с данной теорией предполагает постановку и решение следующих фундаментальных задач: выделение методологических принципов организации научного знания дисциплины; методологический анализ и систематизация категориально-понятийного аппарата научной теории дисциплины; построение логико-дидактической структуры учебного предмета; группировка конкретно-научного знания дисциплины в ряд логико-понятийных модулей.
Планируемым результатом решения первой задачи является разработка принципов и правил анализа и систематизации научного знания дисциплины, представления его в качестве системного объекта с общим научным фундаментом в метасистеме современной научной картины мира. На этой основе в ходе решения второй задачи формируется многоуровневая структура категориально-понятийного аппарата научной теории дисциплины, представляемая в виде структурно-логического графа. Такой граф наглядно показывает схему познавательного движения множеств научных понятий в направлении формирования фундаментального ядра научной теории каждой естественнонаучной дисциплины и выступает в качестве своеобразной матрицы построения логико-дидактической структуры учебного предмета.
Понятийный граф позволяет все множество учебных элементов дисциплины структурировать в ряд логико-понятийных модулей, основное содержание которых составляют категориально-понятийные конструкты соответствующего раздела курса. Таким образом информационное поле дисциплины структурируется в ряд модулей, наполненных не всем предметным содержанием, а взаимосвязанными учебными элементами (фундаментальные понятия, принципы, законы), позволяющими наглядно показать теоретическую основу научного знания курса, выяснить специфику его организации. Сформированные логико-понятийные модули представляют собой дидактический продукт категориально-понятийного структурирования естественнонаучного знания, выполняющий функцию единой системы ориентировки во всем множестве учебной информации естественнонаучных дисциплин и позволяющий наиболее эффективно формировать у студентов логико-аналитические компоненты мышления, образующие основу мировоззренческого аспекта знания - анализ, синтез, обобщение, систематизация, абстрагирование и др.
Организационно-методический аспект включения логико-понятийных модулей в процесс изучения естественных дисциплин предлагается реализовать на основе концепции фреймов, адаптированной нами к системе обучения. В качестве единообразного универсального средства обучения для каждого учебного предмета разрабатывается взаимосвязанный комплекс «дидактических фреймов». Фрейм представляет собой особую форму подачи учебной информации, отражающую структуру научного знания дисциплины, теоретический блок предметного содержания того или иного раздела курса, причинно-следственные связи и функциональные зависимости между всеми понятийными элементами фундаментального естественнонаучного знания. Дидактический фрейм также выполняет функцию контроля и оценки знаний по всем видам учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, на всех этапах предложенного подхода проектирования содержательной целостности естественнонаучной подготовки выдерживается основополагающий принцип единства научной картины мира, реализующийся неразрывностью системных связей фундаментального ядра естествознания и учебной информации естественнонаучных дисциплин.