Поскольку человек в процессе присвоения им форм культуры осуществляет по отношению к ним деятельность, так или иначе соответствующую той человеческой деятельности, которая исторически в них была определена и воплощена, то в настоящее время выделяются следующие ведущие виды общественной деятельности, которые воплощены в формах человеческой культуры: деятельность непосредственно-эмоционального общения со взрослыми присуща младенцу с первых недель его жизни и до года; предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребенка от 1 года до 3 лет его жизни; игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6 лет; учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет; общественно-полезная деятельность присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная; учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники и учащиеся СПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет.
В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития. В этих видах деятельности изменяются, формируются деятельностные и личностные и развивающиеся качества личности, становящейся субъектом. Например, на основе предметно-манипулятивной деятельности у детей преддошкольного возраста возникают и развиваются психологические новообразования, связанные с речью. Возникающая у ребенка речь в этот период становится для него важнейшим средством его общения со взрослыми, средством организации различных видов их совместного выполнения предметных действий. Благодаря речи у ребенка этого возраста существенно иное качество приобретает восприятие. Оно все больше становится обобщенным, предметно-категориальным и осмысленным. Воспринимаемые вещи приобретают определенное значение и общественное назначение. При выполнении предметных действий ребенок начинает различать их структурные компоненты - их общий смысл, цели, средства, операции. На основе игровой деятельности ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются, появляется даже своеобразная «логика чувств». В этот период формируется также воображение и символическая функция сознания, возникает ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений. Им выделяется особая роль этих отношений, которая придает определенное значение тому или иному предметному действию отдельного человека или поступку.
У юношей и девушек, осуществляющих учебно-профессиональную деятельность, формируется потребность к труду, профессиональные интересы. Элементы исследования, имеющиеся в этой ведущей деятельности, способствуют развитию их познавательных интересов, теоретического сознания и мышления. Юношам и девушкам характерно существенное расширение их интеллектуального и нравственного кругозора, углубление и расширение мира как внутренних переживаний. Общение, сохраняя коллективный характер, вместе с тем приобретает форму избирательной дружбы. Они строят жизненные планы, думают о перспективах своей будущей деятельности (И.С. Кон, Е.А. Шумилин).
Если содержание системы образования подрастающего поколения соответствует целям, которые ставит наше общество перед этой системой, то общий итог психического развития школьного возраста должен быть следующим. Во-первых, у молодого человека должны быть развиты потребность и способность к труду, что позволит ему получить первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий, а затем творчески организовать свой труд и по мере необходимости его совершенствовать. Во-вторых, у молодого человека должны быть сформированы идейно-нравственные и гражданские качества личности, диалектико-материалистическое мировоззрение, хорошая ориентация в таких формах общественного сознания, как научное, художественное, нравственное и правовое, умение практически действовать в соответствии с мировоззренческими принципами и требованиями этих форм сознания. В-третьих, молодой человек должен уметь общаться в различных коллективах, соблюдая установленные в них нормы взаимоотношений.
К этому следует добавить, что в этот возрастной период юноши и девушки готовы, целостному, правдивому, реалистическому отношению к факту своего собственного существования. Переживание ценности, неповторимости своего Я как частицы мирного многообразия вызывает в человеке этого возраста желание жить. Ценность эта привносится мыслящим о самом себе Я.
Особо отметим, что, как и для большинства других концепций периодизации (З. Фрейд, Ш. Бюлер, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.И. Божович и др.), в теории ведущей деятельности практически полностью игнорируется взрослый период человеческого онтогенеза. Но именно к этому возрастному отрезку человеческой жизни относится в первую очередь представление о росте и расширении субъектности как основной реализуемой человеком жизненной цели и линии развития.
Нам представляется, что в соответствии с этим, а также в соответствии с содержанием, изложенным в ряде научных и методических пособий можно считать, что весь этот отрезок жизни можно отнести к периодам совершенствования, реализующим определенные подцели общей цели совершенствования субъектности: молодость (20-30 лет) - освоение разных типов малых групп и функциональных структур саморегуляции деятельности соответствующих коллективных субъектов; взрослость (30-40) - освоение функциональных структур больших групп, реальное или идеальное участие в саморегуляции их деятельности; зрелость (40-60) - освоение и совершенствование профессиональных и функциональных структур больших групп, реальное или идеальное участие в их деятельности в соответствующие социальные общности; старость - достижение высших для себя уровней свободной, творческой субъектности, осмысление с этих позиций своего жизненного пути, передача продуктов (результатов) этого осмысления молодому и будущему поколению.
В.В. Селиванов выделяет и описывает 9 основных стадий развития субъектности:
1) предсубъектная (от 0 до 1 года). Здесь развитие ребенка характеризуется отсутствием собственно познавательного отношения к окружающему, низкой самодостаточностью, неспособностью самостоятельно осуществить большинство форм поведения и психической активности; 2) стадия аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет). Основной особенностью этого этапа является осуществление собственной субъектности ребенком через других людей, с их помощью; 3) стадия парциальной субъектности (от 4 до 6 лет), где основным для ребенка становится освоение общественного поступка, общественного способа действия; 4) стадия познавательной субъектности (от 6 до 12 лет). В целом словесно-логическое мышление доминирует, субъект осваивает основы некоторых наук, приобщается к познавательной деятельности; 5) стадия противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет). Половое созревание приводит к бурному росту самосознания своей идентичности, собственной принадлежности к определенному полу. Человек начинает становиться субъектом большинства форм телесной активности; 6) стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет). Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начинает формироваться, как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины; 7) стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет). Человек достигает глубокого осознания собственного психического мира, своих возможностей и способностей (высокая психологическая дифференциация). Человек становится полноценным субъектом в профессиональной, семейной, личностной сферах бытия; 8) стадия воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет). Происходит достижение наивысших результатов в воспитании подрастающего поколения благодаря развитию обобщения собственного ментального опыта (мудрости), меньшего внимания к себе и способности к пониманию молодых; 9) стадия угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше). Происходит снижение субъектных проявлений в самых различных сферах, особенно в осуществлении физиологических функций.
Из приведенного описания видно, что предшествующие самостоятельной жизни периоды детства и юности следует рассматривать не только как время освоения с позиций индивида основных элементов человеческого общественно-исторического опыта (И.А. Зимняя), но и как: периоды познания основных типов коллективных субъектов - группы, общества, человечества; первичного познания и освоения различных форм роста субъектности. Можно сказать, что вся возрастная периодизация жизни человека от рождения до смерти предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы человеческой деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова и мн.др.). Естественно, что на всех этапах своего жизненного пути человек может оказаться в условиях познания, освоения и включенности в той или иной мере и в процессе сужения субъектности. Важно, чтобы это не стало основным направлением его жизненного пути. В этом контексте В.Э. Мильман вспоминает и описывает притчу о Сократе, который, беседуя на прогулке с учеником, встретил проходящих мимо девиц легкого поведения, насмешливо обратившихся к нему: «Вот ты, мудрец, сколько труда затрачиваешь, чтобы он тебя слушал и пришел в следующий раз учиться твоей премудрости. А мы, только поманим, как он побежит от тебя за нами вприпрыжку...» «Да, - ответил Сократ, - может быть. Ведь вы зовете его вниз, а я вверх». Такова наша жизнь [2. С.157].
В целом, можно сказать, что стадиональное развитие субъекта позволяет рассматривать его в качестве динамического, развивающегося начала, «...а не только как определенный уровень развития человека» [1. С.15]. Субъект является изначально общественным существом, индивидуально воплощающим всеобще-родовые закономерности движения психики, имеющим свою историю и собственный жизненный путь. Его субъектное развитие осуществляется на основе специфических сущностных свойств (потенциальные способности): потенциальной универсальности, позволяющей человеку усваивать во всем многообразии социальное содержание, меняющееся исторически, онтогенетически, этнографически и т.д.; потенциальной бесконечности, позволяющей в процессе присвоения и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, издавать новое, творить; особой взаимосвязи с другими людьми, которая характеризуется способностью отождествления себя с другими, родство человека с человеческим родом и обособления себя, своего «Я».
Мы согласны с К.А. Абульхановой о том, что основная направленность развития субъекта в онтогенезе включает в себя линию обретения все большей субъектности, достижения ее апогея, вершины и постепенного угасания до практического уничтожения [1. С.19]. Субъектный подход к возрастной периодизации ценен и тем, что позволяет вскрыть внутреннюю логику жизни человека, показать естественность угасания биологических, анатомических и психологических функций человека.
Конечно, сущность субъектности, также как и самого субъектного (творческого) развития постигнуть в полной мере невозможно, но можно уверенно сказать, что его духовная, мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная и волевая основы лежат в созидательной, производительной, антипотребительской личностной направленности, хотя в самом творческом процессе соответствующие моменты тесно переплетены. Духовное потребление присутствует в творческом процессе, требуя от субъекта внутренней работы и затраты своих сущностных сил. В то же время самореализация в творческом процессе, представляя собой созидательный момент, во многих своих чертах - индивидуальный характер побуждения, характер воплощения в предмете, субъективность эмоциональной оценки (переживание), - имеет черты потребительной активности. Но именно в органическом (композиционном) взаимодействии противоположных побудительных тенденций заключена основа развития высших творческих форм человеческой деятельности, его субъектности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абульханова, К.А. Субъектная парадигма и категория субъекта в психологии и педагогике высшего образования. / К.А. Абульханова, Ф.Г. Мухаметзянова // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога - психолога. Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой - Казань: ЮЛАКС, 2006. - С. 6 - 20.
- Мильман, В.Э. Мотивация творчества и роста / В. Э. Мильман. - М.: ООО «Мирея и К0», 2005.-165 с.