Немецкая философия, впитывая достижения современной ей культуры, всей цивилизации, широко понятого гуманизма, была призвана осуществить критическую рефлексию предшествующего развития науки. Представителям немецкой философии удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего времени, при этом через все их творчество красной нитью прошла идея высочайшей культурноцивилизирующей, гуманистической миссии философии, окончательно преодолевающая механистический и метафизический характер миропонимания, царивший до этих пор в учении о человеке, обществе и мышлении. С учетом научных достижений прошлого немецкие философы восстанавливают диалектический способ мышления, сложившийся еще в классическую эпоху античности, для которого характерно постижение мира как единого целого, развивающегося через разрешение противоречия: природа и дух, личность и общество, история и государство и т.п.
Согласно классикам немецкой философии, центральное звено в комплексе противоречий, составляющих источник самодвижения, единство и противоречие мышления и бытия, субъекта и объекта. Теоретическое изображение их взаимодействия предполагает органическое включение мышления и рефлексии философа в сам процесс этого изображения, в результате чего оно само предстает как развивающийся, наполненный внутренним движением процесс. Это качественно меняет параметры философского мышления и его внешнего выражения - философского текста, в организации которого можно увидеть некоторые черты, важные с точки зрения проблем генезиса синергетического подхода.
Говоря о гегелевской концепции устойчивого саморазвития и системности, нельзя забывать о том, что эти характеристики его теории развития применимы к ней самой, к ее изложению и к самому стилю гегелевского мышления. Как нам представляется, нигде столь определенно и классически ясно не проявляется системный подход, как в самом построении гегелевских философских текстов и в его отношении к этим текстам.
В рефлексии представителей класссической немецкой философии относительно их философских текстов, особенно у Гегеля, чрезвычайно акцентирована проблематика системного единства философского текста в аспекте функциональной перспективы. Именно через экспликацию принципа этого единства предполагалось выразить главное его содержание, ускользающее от читателя, сосредоточенного на отдельных положениях.[2] В принципе, новоевропейский идеал научного текста предполагал, что каждая фраза в нем, несущая научную смысловую нагрузку, должна иметь форму логического суждения, устанавливающего единство субъекта и предиката.[3] Конструирование философского текста в немецкой классике основано на положении о том, что форма суждения не может быть формой истины.[4]
Гегель показал, что философское предложение лишь по форме является суждением, то есть приписывает некий предикат некоему понятию, образующему логический субъект. В действительности философское предложение не переходит от понятиясубъекта к другому понятию, которое приводится в связь с этим субъектом, но высказывает в форме предиката «истину субъекта». Таким образом, форма предложения как бы разрушает саму себя, поскольку философское положение не высказывает «чтото о чемто», но дает выражение единству понятий. Описывая данную двойственность философского положения, порождаемую этим своего рода обратным толчком, Гегель прибегает к сравнению с ритмом, который сходным образом возникает из двух моментов: метра и акцента, как их колеблющая гармония
[1] См.: Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики": Формирование принципа системности и историзма. М., 1984.
[2] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959. С. 33 - 34.
[3] См. подробнее: Кривоносов А.Т. Естественный язык и логика. М. - Нью-Йорк, 1993. С. 57 - 62.
[4]Там же, с. 3, 10.