Построение прогностической модели выпускника высшего учебного заведения представляет собой исследовательский документ, ориентированный на концентрированное выражение целей обучения. Работа педагога невозможна без методических материалов, в которых обозначены цели образования, их содержание, возможные методы, средства, организационные формы. Педагогическая деятельность как таковая содержит два основных аспекта. С одной стороны, это деятельность сугубо практическая, связанная с повседневной учебно-воспитательной работой преподавателя. Ключевое слово, характеризующее такой вид деятельности - процесс. Именно в процессе взаимодеятельности преподавателей и студентов решаются главные задачи образования - обучение, воспитание и развитие студентов, овладение каждым из них соответствующими знаниями, навыками и умениями, мировоззренческими и поведенческими качествами личности. Задача преподавателей - сделать этот процесс наиболее эффективным, а качество образования наиболее высоким. Система целей обучения, фиксируемая в прогностической модели, позволяет на следующем этапе прогнозирования проводить отбор содержания образования, фиксируемого в учебном плане, учебной программе, методических материалах разного типа, учебных пособиях, учебниках.
Только на основе структуризации учебного материала (еще до его включения в соответствующие учебные тексты, компьютерные или аудиовизуальные программы и т. п. ) возможно выполнить едва ли не главную дидактическую процедуру: диагностирование необходимости и возможности усвоения этого материала конкретным контингентом студентов еще на уровне диагностического целеполагания и возможной стандартизации обучения, а затем и на уровне контроля результатов обучения, определения соответствия планируемых целей и фактических результатов.