Современные информационные технологии существенно изменяют бизнес-процессы, открывают в хозяйственной деятельности предприятий новые возможности. Глобальная сеть Интернет, корпоративные сети, мобильная связь и оптимальные стратегические решения позволяют сохранять конкурентоспособность бизнеса, добиваться повышения операционной производительности и действенности контроля, а также адекватно реагировать на изменения внешней среды. Они позволяют компаниям существенно ускорить рабочие процессы, сократить затраты, улучшить координацию различных видов деятельности, существенно повысить производительность.
Кроме того, развитие информационных технологий позволяет существенно сократить временные и географические барьеры. Использование же глобальных вычислительных сетей и мобильной компьютерной связи полностью устраняет их. Время и место становятся все менее значимой коммуникативной переменной. Управленческая команда сегодня практически может работать одновременно на всей территории страны. Появление электронной и голосовой почты позволяет почти мгновенно выйти на связь с партнерами в любой точке мира.
Причем, глобализация информационных связей меняет не только процесс управления предприятием, но и сами цели и задачи его деятельности. Существенным образом она влияет и на процесс управления предприятиями.
Сегодня важным фактором формирования управленческих структур является уровень развития и использования на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", т.е. к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих предприятий достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом. Использование виртуальных организационных структур эффективно также при корпоративном объединении малых промышленных предприятий и других организаций промышленности. Это, с одной стороны, позволяет им оставаться экономически независимыми, с другой стороны, объединять свои усилия в случае реализации высокодоходных, крупных подрядных проектов. Причем в последнем случае малые предприятия могут строить свои взаимоотношения на принципах коммерческого расчета.
В развитых странах электронная коммерция в виде продаж товаров и услуг с использованием доступа по вычислительной сети широко представлена не только благодаря высоким темпам технического прогресса, но и ввиду подготовленности населения к подобному виду сервиса. Дело в том, что в развитых странах десятилетиями практикуется приобретение товаров по каталогам, под заказ с доставкой на дом, что не совсем свойственно для России. У нас подобная практика стоит на пороге своего развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных информационных технологий в деятельности отечественных предприятий является важнейшим направление повышения их эффективности в условиях глобализации информационных связей.