Для определения устойчивости сортов яровой пшеницы к пониженной температуре семена опытного варианта проращивались в чашках Петри в холодильной камере при температуре 00С, а контрольного в стандартных условиях в термостате. Количество семян в варианте - 50 штук, повторность опыта четырехкратная.
На первом этапе (2001 г.) изучались 19 сортов яровой пшеницы различного эколого - географического происхождения (Тюменская 80, Лютесценс 70, Тулунская 12, Фора, Омская 10, Омская 20, Омская 24, Мир 11, Амурская 90, Двулинейная, Сату, Ия, Зыряновка, Саратовская 57, Комета, Скороспелка, Эритроспермум, Грекум 114, ГДС 11).
При пониженной температуре отмечено резкое снижение энергии прорастания семян, которая в среднем по изученным сортам составила 6,6% (минимальная Скороспелка и Ия - 4,7%, максимальная - Лютесценс 70 - 8,7%). Сходные результаты получены в исследованиях Ф.Э. Реймерс и И.Э. Илли (1974).
Реакция образцов на стресс проявилась также в угнетении роста первичной корневой системы и надземных органов. Среднее значение по сортам количества зародышевых корней составило 4,8 шт. в контроле и 2,7 шт. - в опыте. Рядом исследователей, изучавших корневую систему, обнаружена тесная корреляция между степенью развития зародышевых корней и урожайностью (Зыкин, 1967, Ведров, 1983, Шаманин, 1994). Длина корней у контрольных проростков изменялась от 9,3 до 10,8 см, у проростков, подверженных стрессу, от 1,0 до 2,3 см. Существенные различия имели контрольный и опытный варианты по длине побега (9,4 см - контроль, 0,8 см - опыт). Соотношение длины корней и побегов в стандартных условиях было близко к единице, что указывает на равномерное развитие корневой системы и надземных органов в раннем онтогенезе. В опыте наблюдалось значительное изменение данного соотношения, которое изменялось от 1,00 до 7,67. В среднем по сортам этот показатель равен в контроле 1,06, в опыте - 2,38. из полученных данных видно, что при понижении температуры растения более активно наращивают корневую систему, в то время как рост побегов замедляется.
Изученные сорта были разделены на три группы. В первую группу с высокой устойчивостью к пониженной температуре в раннем онтогенезе вошли шесть сортов: Тюменская 80, Комета, Скороспелка, Амурская 90, Тулунская 12, Эритроспермум. К наиболее чувствительным к низким температурам отнесены Лютесценс 70, ГДС 11, Зыряновка, Саратовская 57, Омская 10, Сату. Остальные сорта - Ия, Фора, Двулинейная, Грекум 114, Мир 11, Омская 20, Омская 24 характеризовались средней холодостойкостью.
На втором этапе (2005 г.) исследование проводилось на трех сортах шведской селекции (SW Milljet, SW Vinjett, SW Zebra) и одном сорте отечественной селекции Лютесценс 70. Необходимость проведения этой работы связана с завозом шведских сортов в Тюменскую область и расширенным их изучением. Аналогично предыдущему эксперименту наблюдали угнетение ростовых процессов при прорастании семян в условиях пониженной температуры. Так в первые 7 дней эксперимента корневая система проростков была короче у оцениваемых сортов на провокационном фоне по сравнению со стандартными условиями на 70,2-92,4%. Развитие побегов при пониженной температуре проходило также очень медленно, и длина их в опытном варианте была на 85,9-96,7% ниже, чем в контроле. Количество зародышевых корней снижалось под действием стрессового фактора на 42,3-58,5%. Соотношение длины побегов и корней в контроле у изученных сортов изменялось в пределах от 0,66 (Лютесценс 70) до 1,10 (SW Vinjett). Максимально приближенное к единице соотношение было у сортов шведской селекции SW Vinjett и SW Zebra. Данный показатель существенно снижался в опытном варианте при учете на 7-й день эксперимента. Максимальное значение индекса отмечено у сорта SW Zebra (0,26), указывающее на угнетение ростовых процессов в начале онтогенеза в условиях стресса. В дальнейшем на 14-й день наблюдений индекс у всех сортов увеличивался до 0,69 (SW Milljet) и 0,58 (SW Vinjett), что может косвенно указывать на способность сортов приспосабливаться к неблагоприятному фактору среды.
Сравнение сортов по абсолютным значениям количества корней, длины корней и побегов позволило выявить различия, как между сортами, так и между периодами наблюдений (7 и 14 дней). У всех сортов отмечено увеличение этих признаков на 14-й день лабораторного опыта, которые характеризовались следующими показателями: количество корней 3,0-3,3 шт., длина корней 3,0-4,9 см, длина побегов 1,6-3,3 см. Лучше других были развиты проростки у шведского сорта SW Milljet, характеризующегося самыми высокими значениями количественных признаков. В общей биомассе у этого сорта на долю корней приходилось 47%, на долю побегов соответственно 53%, то есть рост корней и надземных органов протекал относительно равномерно. Биомасса стандартного сорта Лютесценс 70 как в контрольном, так и в опытном варианте характеризовалась преобладанием массы корней (61% - контроль, 67% - опыт).
Таким образом, при проращивании семян яровой пшеницы при пониженной температуре наблюдалось замедление роста одновременно корней и побегов, что свидетельствует о восприятии внешних воздействий растительным организмом в целом, а не локальной реакцией отдельного органа. При ранних сроках посева в условиях юга Тюменской области целесообразно использовать сорта, устойчивые к пониженным температурам в период прорастания семян - Тюменская 80, Комета, Скороспелка, Амурская 90, Тулунская 12, Эритроспермум, SW Milljet, SW Vinjett.