Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблемой соотношения свободы и власти заинтересовались еще древние философы. Начиная с эпохи античности, и на протяжении всей истории не существовало единого понимания этих категорий. Многие философы не задавались целью установить связь между свободой и властью. Но, исходя из дошедших до нашего времени трудов известных мыслителей, такая связь просматривается.

Платон, творивший в эпоху античности, критерием свободы человека обозначил качество его души, которое определялось добродетелью. Он из сущности свободы вывел понятие долга. Что касается власти, то его нужно наделить тех, кто менее всех к ней стремится. Тогда и «государство управляется лучше всего, и распри отсутствуют полностью...». Это его идеальный тип государства. И все же больший приоритет Платон отдавал закону (произведение «Законы»). «Я вижу близкую гибель, - говорил он - того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Платон упоминал свободу и в своих рассуждениях о наилучшей форме правления (диалог «Государство»), где определил основу демократии (народовластия). Эта «чрезмерная свобода», с его точки зрения, всегда ведет к тирании, главной целью которой является захват, удержание и использование власти.

Другой знаменитый философ Аристотель, напротив, считал общество свободных граждан самым оптимальным вариантом, где в полной мере осуществляются права и свободы граждан, в частности, свободы от политического деспотизма. Однако, несмотря на различие точек зрения Платона и Аристотеля, им присуще нечто общее - это свобода для граждан, а не для рабов.

В религиозной средневековой философии понималась и принималась лишь одна свобода - от греха, и одна власть - божья. Однако у такой власти были свои институты, в том числе и карательные. Одним из них, главным и, самым могущественным являлась церковь. Но часто от имени Бога она творила беззаконие. Человек переставал существовать как личность, и фактически не имел собственной свободы и не понимал ее значения как таковой. В противоположность средневековой «свободе» была поставлена свобода эпохи Ренессанса, основу которой составили самовыражение, самоопределение личности. Немецкая классическая философия ставит понятие свободы на одну ступень с нравственностью и творчеством.

По учению К. Маркса, свобода - лишь фикция, так как мысли и поступки человека зависят от его среды, основную роль, в которой играют экономические отношения и классовая борьба. Тогда под свободой Маркс понимает выбор, который человеку, не оставляет ситуация и он оказывается подвластным ей.

В нынешней философии, исходя из множества подходов, сформировалось относительно общее понятие свободы. Она есть возможность поступать так, как хотелось, это свобода воли. Власть же определяется как сила, подчиняющая другого своей воле.

 В современной политологической мысли более склоняются именно к философскому подходу, в соответствии с которым, власть - способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. Социальная свобода индивида гражданского общества заключается в праве выбора формы собственности, права распоряжаться результатами своего труда, права выражения и защиты своих интересов. А в контексте рассуждений о политическом обществе главную роль отдают политической власти и ее институтам. И лишь в описании гражданско - политического общества свобода и власть соотносятся как единые, взаимозависимые и необходимые явления. В таком обществе обеспечиваются в равной мере и наиболее полно права и свободы человека, и достигается это за счет правильной организации власти, по принципу разделения властей.

В гражданском обществе связь между гражданами и властью обеспечивают политические партии, призванные представлять волю народа и его власть. Такая система совмещения свободы и власти имеет большие возможности в демократическом государстве.

С соотношением данных категорий возникает и проблема полноты каждой из них в реальной жизни. Любое гражданское общество предполагает равенство прав его членов. С юридической точки зрения право есть мера свободы каждого. Но мера означает ограничение, следовательно, полной свободы не существует. В истории любую абсолютную власть монарха пытались ограничить подвластные ей. Яркими примерами стали известные буржуазные революции.

Подчиненный - это всегда подвластный. Такая психология наводит на мысль, что обладатель власти всегда свободен. Но тогда, как не существует полной свободы, так не существует и полной власти. О переходе свободы во власть свидетельствуют различные исторические события. В частности, захват власти большевиками. Изначальная цель -свобода для пролетариата, которая в конечном итоге переросла во власть: «вся власть - Советам!»

В настоящее время в нашей стране принцип перехода свободы во власть заключается в реализации конституционного права каждого избирать и быть избранным. По той же конституции народ обладает одновременно и свободой и властью. Каждый имеет право выбирать способ участия в политической власти.

Характерна в этом отношении свобода и власть в истории России ХХ века, которая проявлялась в основном через политические режимы.

Авторитарный режим - одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Режим характеризуется ликвидацией, либо резким ограничением политических прав и свобод, отказом от демократических процедур и институтов как средств регулирования и разрешения межклассовых и внутриклассовых отношений.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма.

Авторитарные режимы, утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе неразвитой политической и социальной структур общества.

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего - в отношениях государства с обществом. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Тоталитарная власть - это своеобразная диктатура большинства, хотя, в конечном счете, она выражает интересы кучки эксплуататоров народа.

Западные и некоторые российские авторы считают посттоталитарным политический режим, утвердившийся в СССР после станилизма.

Посттоталитарный режим - это разновидность авторитаризма в его переходном состоянии. В нем соответствуют и сочетаются элементы еще сохраняющегося нового авторитаризма и нарождающейся демократии.

Демократия - основополагающая черта современных развитых политических систем. Демократия немыслима без свободы. Многие историки считают, что демократия в России как таковая вообще невозможна, да и не нужна, потому что страна с ее огромным пространством и многочисленными национальными общностями не может управляться таким образом.

Преграды на пути становления российской демократии связаны с низким уровнем политической культуры широких масс, в частности, с отсутствием у большинства населения реакции отторжения авторитаризма, осознанной необходимости защищать свои права и свободы.

Авторитарное сознание имеет исторические корни, традиция авторитаризма укоренена в российском менталитете. Авторитаризм всегда был доминирующим фактором в политической жизни России. Отсюда и политические приоритеты многих российских теоретиков, выступающих против установления демократии в России. Антидемократическая установка общественного сознания поддерживается сегодня многими религиозными деятелями.

Для победы демократии, нужны демократические традиции, культура диалога, компромисса, умение и стремление властей создавать и поддерживать в обществе атмосферу уважения прав и интересов меньшинства, нужно воспитание демократического сознания, что не делается за короткое время, да еще авторитарными методами.

Внушает опасение за судьбу демократии в России стремление правящих кругов перенести в нашу страну модель западноевропейской демократии, включая ее формально-количественные критерии.

Но демократия в России должна быть только российской, а не американской, французской или еще какой-либо. В этой связи уместно привести высказывание известного академика Моисеева. «Конечно же, надо искать возможности для сближения со странами Запада, развивать торговлю, перенимать их опыт, но упаси Бог слепо следовать западной традиции; весь западный опыт необходимо пропустить через фильтр критицизма, думать о собственной культуре, развивать внутренний рынок....»

«Россия всегда стояла на грани Востока и Запада и выстояла: нам и теперь следует идти своим оригинальным путем, ни от кого не завися и никому не подражая!»

Национальные законодательства регламентируют права и свободы человека и гражданина, но существует большое количество и международных актов, которые предусматривают собственный механизм защиты основных прав человека. Так, статья 46 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Помимо прав, за каждым человеком закрепляются и обязанности, как необходимое ограничение безмерной свободы и условия выживания человечества. Обязанности и ответственность - это закономерно вытекающие из сущности свободы и власти явления. Если ранее свобода личности понималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то в последнее время нарастает тенденция регулирования человеческой деятельности.

В ХХI веке вследствие нестабильности психологических и социальных явлений с расширением свободы личности растет и круг обязанностей. Путь выживания и совершенствования человечества требует, чтобы каждый взял на себя часть общечеловеческих проблем. Это предполагает высокий уровень ответственности, сильную государственную власть, реальный механизм участия граждан в политической деятельности государства. Это как раз то, что необходимо на данном этапе для Российской Федерации. Поэтому с усилением ответственности вопрос соотношения свободы и власти, их ограниченности в нашей стране приобретает все большую актуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  2. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
  3. Халипов В. Введение в науку о власти. М., 1996.

Работа представлена на юбилейную конференцию с международным участием « Современные проблемы науки и образования», 5-6 декабря 2005г., г.Москва. Поступила в редакцию 08.11.2005г.