Обучение пользоваться источниками лингвистической информации именно для формирования у обучаемых приемов и способов самостоятельной деятельности и именно через методический инструментарий, который включает в себя методику работы с заданиями к упражнениям/текстам, с памятками/алгоритмами, с наводящими вопросами, с тестами, с опорами, с ключами, обеспечит осознанное владение приемами учебного труда, сформирует, как принято говорить сейчас, «самометодику» учащихся, которая будет гарантировать умение самостоятельно учиться дальше. Большую роль в этом должны сыграть новые возможности и условия обучения, которые открывают информационные компьютерные технологии.
По мнению Т.К.Селевко, «любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов» (Селевко,1998).
Под информационной технологией понимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с помощью компьютера. Компьютерные технологии реализуются в определенных классах операций, которые обеспечиваются типовыми проблемно-ориентированными программными средствами, среди которых выделяются программы, обеспечивающие текстовую, табличную, графическую обработку данных, накопление и хранение информации (базы данных), средства электронных коммуникаций, компьютерные издательские системы и др.
Новые компьютерные программные средства учитывают следующие аспекты:
- индивидуальные потребности и интересы учащихся;
- различные стратегии усвоения/овладения языком;
- дифференциацию способов предъявления учебного материала;
- обеспечение индивидуальных форм тренировки;
- создание широкого диапазона стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную языковую деятельность;
- увеличение времени контакта с изучаемым языком посредством компьютерных линий и ресурсов Интернета;
- моделирование языковой среды (Э.Г.Азимов, Н.Н.Алгазина, З.П.Ларских, Е.С.Полат, О.П.Крюкова, Ю.Г.Федотова).
На сегодняшний день известны различные подходы в методике преподавания иностранных языков: традиционные - бихевиористский, индуктивно - сознательный, познавательный, интегрированный; современные - гуманистический, дифференцированный, индивидуальный, личностно-ориентированный (личностно-деятельностный), когнитивный, компетентностный, коммуникативный, интегрированный и др. В нашем исследовании мы рассматриваем подход как доминирующую идею обучения в виде стратегии, определяющей как принципы, так и метод обучения. Поскольку наше исследование по созданию методики обучения способам выражения целевых отношений в русском языке для иностранной аудитории проводится с использованием компьютерных информационных технологий, в качестве технологической основы обучения принято во внимание модульное обучение (отсюда название подхода - модульный). Обучение осуществляется на базе программного продукта системы дистанционного обучения «Пегас» (интегрированная информационная система, модифицированная в БелГУ на основе «Moodle» - модульная объектно-ориентированная система), который обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения, тренировочную учебную деятельность, контроль усвоения знаний, информационно-поисковую деятельность. Данный программный продукт с помощью встроенных функций и инструментов позволяет организовать процесс обучения и управлять им, быстро и эффективно решать большинство проблем, возникающих при организации дистанционного обучения.
Разработка модуля «Учитесь выражать цель в русском языке» на основе WEB - технологий позволяет унифицировать структуру и выработать единую систему презентации учебного материала, методических рекомендаций по его усвоению и контролю уровня усвоения знаний и развитию навыков и умений по данному грамматическому блоку. Cпецифика данной модульной разработки заключается в том, что подобную подачу материала можно использовать не только при обучении способам выражения целевых отношений в РКИ, но в дальнейшем и при обучении всему спектру синтаксических отношений в русском языке. Такого рода унификация учебного процесса облегчит студентам-иностранцам процесс адаптации к новым условиям учебы в вузе.
Каждый модуль является независимым в рамках курса обучения грамматическим основам русской речи, а их комплекс представляет собой единое целое и направлен на достижение единых целей обучения. Важным аспектом является учет роли каждого модуля в достижении конечных целей обучения. Таким образом, в нашем исследовании при разработке модуля «Учитесь выражать цель в русском языке» за основу понимания модуля приняты следующие ключевые моменты:
- Модуль - это методически организованная и содержательно законченная структурированная единица предмета «Русский язык для иностранцев» (грамматический аспект).
- Модуль обеспечен комплексным набором средств контроля и самоконтроля;
- Модуль - средство, позволяющее организовать деятельностное содержание саморазвития учащегося;
- Модуль обладает гибкостью и мобильностью за счет дискретного (раздельного, состоящего из разрозненных частей) содержания, которое делится на абсолютно или относительно автономные учебные элементы.
Иными словами, модуль - это структурированный особым образом законченный блок информации, который является учебной единицей модульной технологии обучения (Афонасова,2003).
Благодаря дозированию содержания обучения способам выражения целевых отношений в русском языке как иностранном на законченные части (элементы модуля), модульный подход, несомненно, может способствовать созданию благоприятных условий для развития личности.
Будучи технологичным, модуль, во-первых, в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у обучаемого, и, во-вторых, определяет направление нового возникающего интереса. Другими словами, модуль создает «зону ближайшего развития», которая становится зоной актуального развития личности и дает возможность перехода к последующему модулю. Развивающая особенность модуля, являясь одним из его главных преимуществ, лежит в основе модульного обучения.
Из сущности модульного обучения вытекают некоторые преимущества в организации обучения способам выражения целевых отношений в методике РКИ при модульном подходе:
- разбивка содержания обучения целевым отношениям на законченные части (элементы модуля); В нашем случае мы разрабатываем модуль «Учитесь выражать цель в русском языке», а информационными элементами данного модуля служат следующие составляющие (субмодули):
Субмодуль А. Целевые отношения в словосочетании и простом предложении;
Субмодуль Б. Целевые отношения в СПП с придаточным цели;
Субмодуль В. Целевые отношения в осложненном предложении;
Субмодуль Г. Целевые отношения на уровне ССЦ и текста;
Субмодуль Д. Билингвальный (двуязычный) русско-английский глоссарий, позволяющий обучающимся быстрее и вернее понимать смысл иностранных (русских) слов и некоторые другие дополнительные элементы.
- возможность постоянного совершенствования модульной системы без изменения общей структуры программы;
- максимальная индивидуализация продвижения в обучении, которая предполагает широкое использование методов самоорганизации и самоконтроля;
- легкость создания обучающих компьютерных программ на базе уже имеющихся модулей;
- гарантированное достижение целей и результатов в обучении способам выражения целевых отношений в русском языке за счет осознания их студентами в качестве перспективы познавательной и практической деятельности;
- автономия и самостоятельность познавательной деятельности студентов-иностранцев.
Все отмеченные преимущества модульного обучения базируются на принципах модульного обучения, которые точно и исчерпывающе раскрывают его сущность.
Наиболее полно принципы модульного обучения представлены в трудах П.А. Юцявичене. Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы модульного обучения:
1) принцип модульности; 2) принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы; 3) принцип динамичности; 4) принцип метода деятельности; 5) принцип гибкости; 6) принцип осознанной перспективы; 7) принцип разносторонности методического консультирования; 8) принцип паритетности.
Модульная технология обучения продолжает развиваться и приобретает все большую популярность не только за рубежом, но и в России. Несомненно, ее развитие будет способствовать дальнейшему исследованию и разработке новых форм, средств и приемов обучения, раскрывающих резервы повышения эффективности процесса обучения, в том числе и в РКИ.