В связи с вышеизложенным, целью работы явилось изучить эффективность мексикора на фоне комплексной традиционной терапии АГ и СД в отношении коррекции нарушений вазодилатации микрососудов.
Обследовали 2 группы пациентов. В основную вошли 45 больных с АГ и СД, из них 16 мужчин и 29 женщин. Средний возраст составил 54,7±0,15 года. Для оценки реактивности сосудов микроциркуляторного русла кожи предплечья изучали эндотелийзависимую (ЭЗВД) и эндотелийнезависимую вазодилатацию (ЭНВД), используя ионофорез метахолина и нитроглицерина. Тканевую перфузию исследовали методом высокочастотной ультразвуковой допплерографии. Определяли объемную скорость тканевого кровотока - Qas (мл/сек). Больные, получавшие в комплексе с сахароснижающей (диабетон) и антигипертензивной терапией (эналаприл и норваск) препарат метаболического плана мексикор (6 мг/кг/сут в течение двух недель с последующим переходом на капсулированную форму до одного месяца), составили основную групп (n=25). Пациенты, не получавшие дополнительно мексикор, были объединены в контрольную группу (n=20).
Проведенное исследование показало, что у больных АГ и СД применение мексикора на фоне комплексной традиционной сахароснижающей и антигипертензивной терапии в сравнении с контрольной группой, существенно усиливало местные вазодилатирующие эффекты метахолина (на 74,5%) и нитроглицерина (на 56,7%). Кроме того, значительно укорачивалось латентное время сосудистых реакций (на 89,2%), время достижения максимального значения кровотока (на 73,4%). Следовательно, у больных основной группы коррекция эндотелиальной дисфункции на уровне микрососудов происходила успешно при присоединении к лечению мексикора. Указанные изменения сопровождались быстрой нормализацией концентрации продуктов перекисного окисления липидов в крови. Клиническое использование мексикора в комплексной терапии позволяло сократить сроки стабилизации давления, уменьшить частоту рецидивирования кризов на постгоспитальном этапе, повысить эффективность гипотензивной терапии.
Таким образом, клинический опыт свидетельствует о важной роли оксидативного стресса в формировании и прогрессировании сердечно-сосудистой патологии у больных СД и необходимости его ранней, планомерной и комплексной антиоксидантной коррекции.