Методика решения задач традиционными методами, как в средней, так и в высшей школе рассматривалась во многих работах, например . Очень подробно, поэтапно рассмотрена методика обучения решению физических задач в работе . Следует отметить, что научить школьника или студента решать задачи по физике очень сложно и требует много времени. В результате этого, чтобы успеть пройти всю программу курса, зачастую, решаются более простые задачи и практически не решаются проблемные задачи, т. е. задачи типа «а что будет, если...». Таким образом качество знаний студентов снижается, особенно учитывая наблюдающуюся тенденцию к сокращению аудиторной нагрузки. В какой-то мере выход из создавшегося положения можно найти, используя компьютерную технику на практических занятиях по физике.
Первые серьезные шаги по использованию компьютерных технологий в процессе обучения физике в школах и высших учебных заведениях сделаны в [7]. Затем последовал ряд работ, в которых рассматривалась возможность применения ЭВМ при решении физических задач и моделировании физических процессов[8-10].
В настоящее время все более широкое применение в образовании получают математические пакеты типа Mathcad, Maple, Mathematica и т.д.[11-13]. Применение этих программ на практических занятиях по физике (решение задач, лабораторный практикум) позволяет интенсифицировать процесс обучения, решать более сложные задачи с минимальной затратой времени, развивать творческие способности студентов.
В работе рассмотрена методика решения физических задач в курсе общей физики в среде Mathcad на примере таких популярных задачников, как задачники Волькенштейна, Иродова, Трофимовой.
Показано, что при использовании ПК на практических занятиях по физике: 1. Повышается интерес студентов к выполняемому заданию. 2. Значительно сокращается время на выполнение задания, что позволяет давать более сложные задания и более глубоко и подробно изучить рассматриваемое явление или процесс. 3. Возможность задания и проверки размерностей позволяет более прочно закрепить знания систем единиц измерения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.:»Просвещение». 1987.
- А.В.Усова, Н.Н. Тулькибаева. Практикум по решению физических задач. М:- « Просвещение» 201, 206с.
- Б.С. Беликов. Решение задач по физике. Общие методы (учебное пособие для вузов). М.:»Высшая школа». 1986. 254с.
- И.В. Савельев. «Сборник вопросов и задач по общей физике». М.:»Наука». 1982, 271с.
- И.Е. Иродов, И.В. Савельев, О.И. Замша. Сборник задач по общей физике. М.: Изд-во «Наука»,1972, 255с.
- Е.В. Фирганг. Руководство к решению задач по курсу физики. М.:»Высшая школа» 1978, 351с.
- Электронно-вычислительная техника в преподавании дисциплин физического цикла. Тезисы докл. Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 1-2. Омск. 1987.
- А. С. Кондратьев, В.В. Лаптев. Физика и компьютер. Ленинград.: Издательство Ленинградского университета. 1989., 325 с.
- Д. В. Хеерман. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике. М.: Наука, 1990.
- Х. Гулд, Я. Тобочник . Компьютерное моделирование в физике. М.: Мир,1990, часть 1-2.
- В.П.Дьяконов, И.В.Абраменкова. Mathcad 8 PRO в математике, физике и internet. М.: «Нолидж». 2000. 503 с.
- В.Ф.Очков. Mathcad 8 Pro. М.: «Компьютер пресс». 1999. 522 с.
- В.Ф.Очков. Физические и экономические величины в Mathcad и Maple. М.: «Финансы и статистика». 2002. 192 с.