Важнейшей проблемой является проблема смыслообразования как личностная функция.
Особого внимания заслуживает трактовка процесса смыслообразования, данная К. А. Абульхановой-Славской. Исходя из идей, разработанных С. Л. Рубинштейном, К. А. Абульханова-Славская определяет процесс смыслообразования как личностную тенденцию к индивидуализации, ее способность к интерпретации жизни (в том числе, знаний, полученных в процессе учебной деятельности).
Д. А. Леонтьев выделяет следующие механизмы порождения смысла: полагание смысла, столкновение смыслов, инсайт, индукцию смысла, а так же замыкание жизненных отношений и присвоение смысловых ориентаций. Применительно к учебному процессу активизация каждого из этих механизмов будет способствовать складыванию у учащихся опыта смыслотворчества в учебной деятельности.
Полагание, индукция смысла, а также инсайт рассматриваются Д.А.Леонтьевым как особые экзистенциальные акты, в которых субъект своим ответственным сознательным и волевым усилием устанавливает смысл чего-либо (деятельности, знаний, жизни и т.д.), изначально лишенного для него какого то ни было смысла.
Нами рассматриваются лишь возможные пути формирования опыта смыслотворчества учащихся через создание в учебной деятельности условий, сущность и содержание которых способствовали бы созиданию учащимися смыслов, выработке ими собственной позиции в учебной деятельности.
Современная гуманистическая теория саморазвития (К.Роджерс, А.Маслоу, Л.С. Выготский) предполагает, что образование личности должно включать самопознание, самообразование, самореализацию, помогающих раскрыть потенциал личности. Личность выступает как самоорганизующийся субъект, обладающий способностью к рефлексии, стремлению инициативно прогнозировать результаты своей деятельности, вносить изменения в свою деятельность, направленностью на реализацию самостоятельности, самооценки и т.д.
Актуальными проблемами современного образования по мнению И.Ю.Алексашиной, чью точку зрения мы разделяем, является не только расширение опыта гуманистического образования, но и смена ориентаций педагогического идеала с социальных задач (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) на индивидуальные (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества). Все это требует новых способов ориентации человека в действительности и творческого ее освоения. Такого рода способы предлагают, в частности, иное соотношение между культурой, культурной традицией, обобщением прошлого социокультурного опыта и ориентацией актуального сегодняшнего поведения.
Только быть «предметником» в современной школе сегодня недостаточно. В гуманитарной парадигме приоритетное значение получает субъективированное знание, у которого есть автор с его собственной неповторимостью. Опыт приобщения к полю смыслов, опыт, возрождаемый в каждой личности как переживаемый и понимаемый смысл, является по оценкам многих исследователей истоком образования (И. Ю. Алексашина, Е. Н. Барышников, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Н. Ф. Радионова, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.).
Функциональность личностного в человеке выделяется исследователями посредством введения понятия о смысле (К. А. Абульханова - Славская, Б. С. Братусь, В. Н. Волков, В. П. Зинченко, Дж. Келли, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Франкл и др.). Наиболее развернутые исследования категории «смысл» и его производных ведутся в рамках деятельностного подхода.
По мнению Л. С. Выготского смысл представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в сознании. Смысл отличается от значения. По Леонтьеву смысл выражает отношение мотива к цели, а значение отражает индивидуальное, независимое от личности отношение к объективной реальности.
В плане развития ценностно-смыслового подхода нами проводилось исследование с целью изучения распространения центрированного на ученике подхода в опыте массовой школы и выявление причин, влияющих на реализацию данного подхода. Приняло участие в эксперименте 270 учителей школ г. Петрозаводска и районов Карелии, а также г. Мурманска и области со стажем более 10 лет,с высшим педагогическим образование не менее 90% учителей.
Контент-анализ определений «центрированного на ученике подхода», предложенных учителями показал, что, по мнению большинства учителей, центрированный на ученике подход заключался в том, чтобы держать ученика в центре внимания (54,2%). Кроме того, реализация «центрированного на ученике» подхода» в процессе обучения связывалась учителями так же с включением в содержание обучения темы об общечеловеческой ценности гуманных отношений между людьми (33,8%), увеличением доли внимания каждому ученику и установлением контроля за его деятельностью (19,7%), а так же дифференциацией учебных заданий, учетом индивидуальных особенностей учащихся, повышением ответственности учителя за результаты обучения и созданием на уроке под руководством учителя прочного фундамента знаний у каждого школьника.
Следовательно, на основании полученных данных можно говорить о том, что имеет место явное «сужение» смысла центрированного на ученике подхода и соответственно «снижение» его значимости, подмена ключевой идеи узконаправленными технологиями. Таким образом, можно выделить одно из направлений исследования - изучение представлений учителей о центрированном на ученике подходе к обучению.
Созидание учащимися личностных смыслов в процессе учения как средство их личностного осуществления, личностно-смыслового самоопределения может реализовываться через насыщение учебной деятельности, во-первых, проблемами, решая которые учащиеся открывают свой собственный смысл, а, во-вторых, диалоговыми методами обучения, способствующими столкновению разнообразных мнений и рождению у учащихся в совместном диалоговом общении собственного, уникального, неповторимого смысла.
Включить учащихся в процесс поиска смыслов возможно при реализации исследовательских и проектных технологий, что в свою очередь создает условия для реализации основных направлений стратегии модернизации общего образования.