Нарастание проблем детства в контексте глобальных общественных преобразований и социальных потрясений в России в начале XXI в. привело к осознанию необходимости исследовать естественный процесс политической социализации растущего человека. Процесс политической социализации человека, начинаясь с 3 - 4‑летнего возраста, разворачивается особенно интенсивно в подростковом и юношеском возрасте. Политическая социализация - это активное усвоение индивидом идеологических и политических ценностей и норм, существующих в обществе, и превращение их в осознанную систему социально-политических установок. Этот процесс может быть понят лишь как взаимодействие внешних (факторы социализации) и внутренних (активность личности, её политическое сознание, опыт, накопленный на этапе ранней политической социализации) условий.
Каковы же особенности социализации в сфере политики провинциальной молодёжи? Ответить на этот вопрос позволяет исследование, выполненное в ЕГУ им. И. А. Бунина осенью 2004 г. среди учащихся 10 - 11 классов г. Ельца (всего было опрошено 492 человека). В ходе исследования предполагалось выяснить, насколько сформированы у старшеклассников представления о мире политики, о событиях, происходящих в современной России, какие позиции наиболее предпочтительны. Приведём некоторые результаты исследования.
Политические представления елецкой молодёжи, как и отдельных групп населения, претерпели в последнее время глубокие изменения. Подрастающее поколение в большинстве отчуждено от политики. Анализ результатов опроса выявил, что только 8 % учащихся регулярно следят за развитием событий в стране, остальные это делают от случая к случаю. Подавляющее большинство ребят пользуются случайной информацией и слабо ориентируются в политической ситуации.
Источниками политической информации для молодых людей в возрасте 15 - 16 лет являются семья, общество сверстников, СМИ. Большинство респондентов на первое место поставили телепередачи. 59 % респондентов регулярно смотрят общественно-политические передачи по ТВ (27 % - не смотрят, 14 % - иногда), отдавая предпочтение таким передачам, как «Вести», «Сегодня», «К барьеру», «Человек и закон», «Час суда», «Основной инстинкт». Для 42 % опрошенных источником политической информации являются печатные издания. Читающие отдают предпочтения «Комсомольской правде», «Коммерсанту», журналу «Власть» и региональным газетам «Красное знамя» и «Липецкие известия» (30 %). Однако для большинства из них знакомство с материалом, освещающим политические события, не осознанно и фрагментарно.
Вопросы, касающиеся уровня осведомлённости учащихся о внутренней и внешней политике, актуализируют проблему политического образования в школе.
На вопрос, когда была принята Конституция РФ, 22 % не дали правильного ответа; 27 % учащихся затруднились с ответом на вопрос: «Какую форму правления имеет Российская Федерация?» (3 % посчитали, что по форме правления Россия - монархия). 68 % опрошенных школьников не знают, кто занимает должность председателя правительства РФ (М. Фрадков).
Почти все ответили, что Президент РФ является главой государства (98 %; по 1 % такую роль приписали Думе и правительству), и 81 % - что законодательным органом РФ является Государственная Дума (19 % затруднились с ответом). Однако 43 % опрошенных не знают, как называется орган местного самоуправления в г. Ельце; для 8 % это суд, для 3 % - милиция. При этом 100 % знают, кто занимает должность главы администрации Липецкой области, а 77 % - кто является главой администрации Ельца.
67 % ответили, что в Российскую Федерацию входят 89 субъектов. 3,5 % вспомнили об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, ответив, что с учётом этого в России 88 субъектов. 29,5 % затруднились с ответом.
Становящийся реальностью факт, что всё меньше молодых людей стремится участвовать в политической жизни страны, учащиеся соотносят прежде всего со способностью властных структур решать конкретные социальные проблемы.
Анализ ответов респондентов на вопросы, связанные с широким кругом проблем жизни в современной России, позволил выявить, что лишь 22 % опрошенных удовлетворены политикой правительства РФ (77 % - не удовлетворены, 1 % затруднился ответить). Среди претензий к деятельности государственных органов выделяются: тяжёлое материальное положение - 25 %, невыполнение обещаний - 4 %, неэффективность экономических реформ - 10 %, нестабильность в обществе - 4 %, недоверие органам власти - 62 %. На вопрос: «Как Вы относитесь к идее продажи земли в частную собственность?» - 35 % ответили положительно, 52 % - отрицательно, а 13 % затруднились с ответом.
По данным исследования, 38 % опрошенных не смогли выделить какие-либо актуальные проблемы для России. Среди отвечавших 57 % выделили терроризм, 20 % - коррупцию, 12 % - социально-экономические проблемы, 8 % - ситуацию в Чечне. Вопрос, который высказал дискуссию среди респондентов, звучал: «Существуют ли в РФ горячие точки? Какие?». Большинство назвали «горячей точкой» Чеченскую республику (94 %), таджико-афганскую границу (1 %), Северный Кавказ (4 %). И с этим нельзя не согласиться.
Что касается характеристики внешнеполитических проблем для России, то здесь уже 80 % затруднились с ответом. 8 % назвали проблемой для России расширение НАТО на восток, 3 % - отношения с США, 8 % - войну в Ираке.
43 % не смогли дать определённый ответ по поводу присутствия российских вооружённых сил за рубежом. 36 % не знают, где находится штаб-квартира ООН (11 % считают, что в Вашингтоне, 21 % - что в Брюсселе), а 64 % не смогли назвать генерального секретаря этой организации. Количество стран, входящих в НАТО, правильно не назвал никто. 62 % не знают, где расположен Европарламент и Европейский суд по правам человека.
Самой актуальной проблемой в международной политике учащиеся назвали терроризм (77 %), угрозу ядерной войны (2 %), арабо-израильский конфликт (2 %).
Весьма противоречивыми оказались и конкретные политические установки. Так, официальной идеологией современной России 34 % респондентов признали либеральную идеологию, 23 % - социал-реформистскую, по 2 % - коммунистическую и консервативную, 25 % считают, что в России нет идеологии, 14 % затруднились с ответом. 57 % учащихся не знают о запрещённых идеологиях, партиях, движениях. Те же респонденты, которые слышали о данных организациях, назвали среди них РНЕ (5 %), национал-большевиков (7 %), лимоновцев (7 %; так в ответах - национал-большевики отделены от лимоновцев), остальные ответили, что слышали о них, но не знают, какие именно.
Анализируя политические симпатии молодых людей, следует обратить внимание, насколько известны российские политические партии в молодёжной среде. По данным опроса, здесь в лидерах оказывается ЛДПР (68 %), далее идут «Единая Россия» (55 %), «Яблоко» (46 %), КПРФ (30 %), «Родина» (2 %), РНЕ (2 %). Однако при такой осведомлённости о российских политических партиях 73 % не симпатизируют ни одной из них. Среди политических партий, вызывающих доверие у молодёжи, называются: ЛДПР - 17 %, «Единая Россия» - 7 %, «Союз правых сил» - 2 %, «Яблоко» - 1 %, РНЕ - 1 %.
Что касается осведомлённости о современных политиках, то здесь выясняется, что в лидерах В. Жириновский (82 %), далее - Г. Зюганов (35 %), И. Хакамада (40 %), Г. Явлинский (27 %), С. Шойгу (15 %), М. Фрадков (2 %), М. Касьянов (8 %), Б. Немцов (2 %), В. Черномырдин (7 %). Противоречивость молодёжного сознания проявилась и в оценке деятельности Президента РФ. При 100 % ответов, характеризующих знание того, что Президентом РФ является В. Путин, лишь 12 % назвали его среди современных российских политиков.
Итак, система политических взглядов и представлений учащейся молодёжи мозаична и противоречива. В отличие от учащихся мегаполиса, молодёжь провинции мало интересуется политической жизнью. У учащихся отсутствует ясное и полное представление о политической ситуации в Росси и за её пределами, о государственном устройстве РФ и организации власти. Их представления о ситуации в окружающем мире формируются преимущественно под воздействием телевидения, причём информация воспринимается некритично. Именно воздействием СМИ можно объяснить тот факт, что наиболее авторитетными политиками оказываются те, кто чаще «мелькает на экране», а самыми насущными вопросами современности выделяются те, что чаще упоминаются в новостях. У учащихся недостаточно сформировано чувство гражданского долга, личной ответственности и причастности ко всему происходящему в мире.
Применительно к школам г. Ельца нужно отметить, что в системе школьного образования введено много курсов, в которых излагаются основы права, политологии, социологии, психологии, уделяется внимание государственному и политическому устройству РФ и т. д. Вопрос лишь в том, нужно ли это самим детям, воспринимают ли они это как «посещение уроков по данной дисциплине» или как информацию, которая поможет им разобраться в реальной обстановке и найти собственное мнение. Поэтому именно в школе особенно важно доказать учащимся, что от их мнения, гражданской позиции зависит их будущее, будущее каждого гражданина и всей страны в целом.
Перед учителями обществоведения, политологии стоит трудная задача - сформировать политическое сознание учащихся. Человек, не владеющий основами знаний по этим предметам, представляет собой идеальный объект для политического манипулирования. Недостаток достоверной информации ведёт к отчуждению общества от власти и не способствует формированию гражданских качеств личности. Трудно рассчитывать на реальные успехи в воспитании чувства гражданского долга и ответственности без повышения требовательности к уровню политической культуры.
Проблема влияния на политическое развитие детей и молодёжи исключительно острая, дискуссионная и выходит далеко за рамки чисто педагогической сферы, так как связана с формированием отношения к государству как центру публичной власти и его политике. В современных условиях необходимо искать адекватные пути развития общества, а также формы и способы включения в процесс политической социализации педагогов, воспитателей образовательных учреждений, руководителей и лидеров детских и молодёжных организаций, работников социальных структур.